Материалы сайта

Уличная грязь

Marble_nailsПод этим видом загрязнения камня здесь понимается результат воздействия на каменную поверхность (преимущественно на поверхность полов в интерьере) грязевых частиц, заносимых с уличных тротуаров обувью посетителей и втираемых подошвами в микрополости камня. Уличная грязь представляет собой дисперсную систему, в которой жидкой средой является вода, а твёрдая фаза представлена частицами самого разнообразного характера: песчинками, глинистыми частицами, частицами асфальта, битумами, антигололёдными солями (хлоридами натрия и калия) и т. д.

Размер частиц колеблется от нескольких десятков микрометров до нескольких миллиметров. Такому загрязнению подвержены практически любые петрографические виды камня, имеющие светлую окраску (естественно, в большей степени загрязняются наиболее пористые породы). Внешне загрязнение уличной грязью проявляется в виде потемнения поверхности камня; при этом в связи с неравномерной пористостью камня, а также из-за неодинаковой интенсивности хождения по разным участкам пола, такое потемнение неоднородно и по оттенкам, и по площади распространения. Это наносит большой эстетический ущерб каменному покрытию, делает интерьер неряшливым. Помимо снижения декоративности, уличная грязь, содержащая в своём составе химически активные вещества, осуществляет также и вредные химические воздействия, разрушая и деминерализуя верхний слой поверхности камня. Наиболее сильному загрязнению обычно подвержены полы на объектах с интенсивным перемещением людей (вокзалы, станции метрополитена, торговые центры, аэропорты, крупные храмы и т. д.).

Весьма значительную проблему представляет рассматриваемый дефект для белых и серовато-белых гранитов, особенно если они имеют повышенную пористость: такие граниты легко поддаются загрязнению (как бы «впитывают» грязь), достаточно сложно устраняемому.

Интересен пример сравнительной оценки загрязнения полов подземного вестибюля и переходов станции Московского метрополитена «Маяковская», изучавшегося в процессе реконструкции станции. Было замечено, что серовато-белый гранито-гнейс сорта «moon white» (Бразилия), установленный на полах подземного перехода, уже через 1-2 месяца утратил первоначальный внешний вид. В то же время светло-серый газганский мрамор (Узбекистан), имеющий такой же показатель водопоглощения, что и бразильский гранито-гнейс, простоял в покрытии пола этой же станции более 30 лет и при этом почти не подвергался загрязнению. Как было установлено, в данном случае подверженность камня загрязнению обусловлена не столько величиной его водопоглощения или пористости, но в большей степени — характером взаимодействия обуви пассажиров с поверхностью полов из мрамора и гранита.

Metro_Mayakovskaya_in_Moscow

Истираемость газганского мрамора (1,95 г/см2) примерно в пять раз выше, чем у гранито-гнейса. Скорость истирания мраморных полов метро (в зонах интенсивных пассажиропотоков) составляет ~ 2 мкм/сутки. При такой высокой скорости изнашивания газганского мрамора на полу постоянно образуется тонко дисперсный карбонатный шлам, уплотняющий и цементирующий открытые поры, и капилляры на поверхности мрамора. Таким образом, постоянно обновляющийся в результате истирания верхний микрослой мрамора закрыт для проникновения в него частиц грязи. Не впитавшаяся в поровую структуру мрамора грязь остаётся на его поверхности и легко устраняется в процессе регулярных уборок. В случае с гранито-гнейсом, имеющим низкую скорость истирания (менее 0,4 мкм/сутки), образующегося шлама недостаточно для перекрытия всех микрополостей на поверхности пола (кроме того, силикатный шлам не способен цементироваться в порах), в результате жидкая грязь легко впитывается в породу и трудно из неё удаляется.

На основе приведенного примера, однако, не следует делать обобщений, считая, что все мраморы устойчивы к загрязнению, а граниты, наоборот, легко ему подвержены. Очевидно, на интенсивность загрязнения камня, при прочих равных условиях, влияет соотношение пористости и истираемости породы, интенсивность людских потоков.

Граниты с незначительной пористостью способны успешно противостоять загрязнению, в то же время мраморы, лишенные систематического ухода, могут накапливать этот дефект, снижая декоративность полового покрытия.