Материалы сайта

Малахит

Малахит. Самый знаменитый во всем мире русский декоративный камень малахит свое название получил от греческого «малакос» — мягкий или «маляхе» — «мальва», так как цвет и пальчато-лопастная форма листьев этого растения имеют сходство с цветом и узором минерала. Этот минерал упоминается уже у Плиния под названием «молохитис». Плиний сообщает, что камень «сей непрозрачен, но плотнее и темнее, чем изумруд»; и свое название ведет от цветка мальвы. У Плиния можно прочесть, что малахит в Грецию привозили из Аравии.

В древности малахитовые печати славились четкостью своих оттисков. Считалось, якобы, что амулеты из малахита благодаря заключенным в этом камне силам защищают от опасности маленьких детей. В допетровской Руси этот минерал назывался «проводником к меди», ибо руды меди на поверхности часто имеют налет порошковатого зеленого малахита. Зеленая пленка-патина, которой покрыты старинные медные крыши, медные и бронзовые статуи, наряду с сульфатами и хлоридами меди содержат малахит.

Прежде всего бросается в глаза яркий и сочный цвет минерала и характерный «малахитовый» рисунок камня. Цвет может изменяться от нежных светло-зеленых, голубоватых и даже бирюзовых оттенков до изумрудных, густых, почти черных. Рисунок же, то концентрически-зональный, то ленточный, то струистый, в полной мере зависит от условий образования минерала.

По химическому составу малахит представляет собой карбонат меди. Чаще всего встречается его землистая порошковатая разновидность, которую иногда называют «медная зелень». Такая разновидность минерала для поделок совершенно не годится, она использовалась как руда на медь или, в лучшем случае для приготовления очень стойкой и красивой светло-зеленой малахитовой краски. «Таким малахитом, добытым на Гумешевском руднике, в 1785 г. была выкрашена кровля Зимнего дворца». Кстати сказать, малахит является лучшей рудой меди; ее содержится в минерале свыше 70%. Как полагают, первая медь была выплавлена первобытным человеком именно из малахита. Чаще всего малахит возникает при окислении сульфидных месторождений, отлагаясь из медьсодержащих водных растворов в виде различных натечных форм сталактитов, почек, корочек, примазок.

Как поделочный и ювелирный камень ценятся только почковидные агрегаты малахита, состоящие из тончайших радиально расположенных иголочек. Крупные почки малахита лучшего качества с поверхности окрашены в темно-зеленый, почти черный цвет, сильно блестят и носят название «зеленая стеклянная голова». В поперечном разрезе для таких почек характерен красивый и четкий концентрический зональный узор, который образуют чередующиеся полосы приятного для глаз зеленого цвета разных оттенков. Особенно ценился светло-зеленый и чуть голубоватый сорт, который называли «бирюзовым» или «кудревистым». Последнее название связано с тем, что «бирюзовый» малахит обычно представлен довольно мелкими почками, имеющими в диаметре не более 3—5 см. Такой камень действительно кажется кудрявым. Плотные почковидные агрегаты его хорошо полируются, но, как и все карбонаты, постепенно растворяются в воде, содержащей углекислоту, поэтому полировка со временем тускнеет и нуждается в обновлении.

Уральскими малахитовых дел мастерами наиболее ценился «бирюзовый» малахит, который обладал ярким контрастным рисунком и имел плотное скрытокристаллическое строение. Меньшей популярностью пользовался так называемый плисовый, или атласный, малахит, имеющий игольчатое радиально-лучистое, волокнистое строение. Он значительно хуже, чем бирюзовый, принимает полировку. «Разрезанный и отполированный вдоль кристаллов-иголок, этот малахит обладает способностью ири- зировать. при поворотах камня в нем переливаются фантастическим, таинственным светом зеленые отблески. Зато при полировке поперек волокон он приобретает совершенно черный цвет».

Благодаря небольшой твердости малахита, не превышающей у всех его разновидностей 3,5-4, он легко обрабатывается самым простым инструментом: режется ножовкой или лобзиком с пилками для металла или даже дерева, обтачивается напильниками с мелкой насечкой или надфилями, наждачной шкуркой разной зернистости и хорошо поддается полировке до зеркального блеска окисью хрома (зеленым крокусом) на войлочном полировальнике. При выполнении последней операции ни в коем случае нельзя допускать высыхания круга. В результате повышения температуры, возникающего из-за трения сухого полировальника о камень, на полируемой поверхности могут возникнуть прижоги участки совершенно черного или желтого цвета, как на подгоревшем пироге, под которыми скрывается природный рисунок и расцветка малахита. Избавиться от прижогов можно только путем дополнительной шлифовки, чтобы снять «подгоревший» слой.

Малахитовые месторождения России имеют богатую историю. Впервые малахит был найден в 1635 г. в предгорьях Урала и использовался как медная руда. В 1702 г. было открыто медное Гумешевское месторождение, медь из которого, по-видимому, брали еще в конце I тысячелетия до н. э. Немного позже там был найден малахит, пригодный для художественных изделий. Разработка Гумешевского месторождения началась в 1728 г. и продолжалась до 1874 г. «Гумешевский рудник располагался в 55 км к юго- западу от города Екатеринбурга, в районе бывшей Полевской горной дачи. Из этого месторождения происходит замечательная глыба малахита массой 1504 кг, которую владелец рудника Турчанинов преподнес Екатерине II, а та в свою очередь «всемилостивийше пожаловала» музею Горного института, где она хранится до сих пор. В то время глыба была оценена в 25 714 р. 28 к. серебром».

Малахит добывался и на медных месторождениях Среднего Урала, расположенных возле Нижнего Тагила, из которых самым знаменитым было Меднорудянское. Стоит заметить, что крупнейшие в мире уральские месторождения малахита — Гумешевское и Меднорудянское (Нижнетагильское) — уже давно выработаны и достать сейчас пригодный для поделок камень практически невозможно. Ювелирный малахит здесь, как и на других подобных месторождениях, образовывался при окислении медной руды. Обогащенные сульфатом меди грунтовые воды попадали в близрасположенные толщи мрамора и растворяли их, формируя карстовые промоины и пещеры сложных очертаний.

При взаимодействии медно-сульфатных растворов с углекислыми водами и кальцитом возникали зародыши малахита. Эти зародыши отлагались на стенках карстовых полостей и начинали расти, что приводило к образованию почковидных агрегатов.

Надо заметить, что вместе с малахитом обычно формируются другие вторичные минералы меди. Поэтому нередко в малахите, особенно в наиболее светлых его участках, в так называемом бирюзовом сорте, видны очень мелкие округлые выделения темнозеленого фосфата меди — элита, или псевдомалахита, и голубого силиката меди — хризоколлы.

С 1785 г. из малахита начали изготавливать ювелирные поделки, а с 1820-х гг. малахит стал модным самоцветом, его оправляли в золото, украшали бриллиантами. Вскоре добыча малахита так возросла, что из ряда ювелирных камней он перешел в разряд поделочных и, можно даже сказать, облицовочных. Тогда и было решено украсить малахитом интерьеры Зимнего и Аничковского дворцов в Петербурге, а также главного кафедрального собора — Исаакиевского. Из малахита начали изготовлять колонны, вазы, столешницы и другие уникальные предметы. Поскольку даже самые большие почки камня обычно не превышают размера человеческого кулака и часто отделены друг от друга пустотами, из малахита нельзя вырезать крупное монолитное изделие. Поэтому все колонны и прочие замечательные предметы внутреннего убранства выполнялись способом русской мозаики.

Этот способ, несмотря на свое название, пришел к нам из камнерезных мастерских Флоренции, где еще в XVI в. его применяли для изготовления предметов декоративного искусства из дорогих и редких камней. Именно в мастерские Флоренции отправляли владевшие самыми крупными запасами русского малахита Демидовы этот красивый камень, а оттуда малахитовые изделия расходились по странам Западной Европы. В дальнейшем флорентийскую технику мозаики освоили камнерезы России, трудившиеся на Петергофской и Екатеринбургской гранильных фабриках и достигшие замечательного совершенства в своих работах. Название «русская» этот вид мозаики получил значительно позже, по-видимому, уже в XX столетии.

Что же представляет собой техника русской мозаики? Прежде всего почки малахита распиливались на параллельные пластинки толщиной 3,5-4 мм, затем пластинки камня, подобранные по цвету и узору, наклеивались на шиферную или чугунную основу. Чтобы не были заметны швы между фрагментами, в клей добавлялся порошок малахита. Искусство мастера заключалось в таком подборе малахитовых пластинок, что после шлифовки и полировки поверхности камня создавалось впечатление малахитового монолита, имеющего определенный узор струйчатый, глазковый и т. д. Грандиозные изделия из малахита — вазы, столешницы, двери, изготовленные русскими камнерезами, произвели поразительное впечатление на I Всемирной выставке в Лондоне в 1851 г. Посетители выставки отказывались верить, что эти вещи сделаны из того же материала, который они привыкли считать драгоценным.

После 1850 г. добыча уральского малахита стала резко уменьшаться и к 1870 г. почти совсем прекратилась. С выработкой знаменитых уральских месторождений малахиту снова было возвращено утраченное на время звание ценного ювелирного камня. Горные выработки пришли в запустение, многие были завалены и затоплены. В настоящее время, когда добыча его ведется лишь попутно и в очень небольших количествах, малахит используется как ювелирный камень. Он идет на всевозможные мелкие вставки в кольца, броши, сережки, подвески и тому подобные украшения.

Однако на этом история малахита не кончается. У нее есть будущее, которое примечательно и заманчиво по двум причинам.

Во-первых, геологи не дремлют. В результате их старании в Казахстане было открыто новое месторождение малахита в Талды-Курганской области (Баянауле). По качеству камень мало чем отличается от знаменитого среднеуральского малахита. Кроме того, ни один геолог не рискнет наверняка утверждать, что в недрах Урала больше не осталось ни одного месторождения узорчатого камня. Мы тоже склонны считать, что закрытые до поры до времени двери многих подземных кладовых еще ждут своих следопытов-исследователей. На мировой рынок поступает сейчас много малахита из Заира, однако его декоративные качества значительно ниже, чем у знаменитого уральского камня.

Во-вторых, уж если геологи не дремлют, то химики вовсе не спят. На сегодняшний день в области синтезирования минералов им есть чем похвалиться. Правда, жрецы кудесницы-химии долго не могли подобрать ключи к секретам синтеза малахита. Но наконец-то в 1980-х гг. взят и этот барьер. Искусственный малахит, созданный руками человека, мало чем отличается от своего природного собрата. Конечно, такой синтезированный малахит еще относительно дорог и малодоступен. Хочется надеяться, что этот малахит высокого качества, узорчатый и красивый, будет широко доступен камнерезам.

Важнейшие месторождения малахита имеются в Намибии (Цумеб), известен он также во Франции (Шесси) и в Родезии.

Из малахита изготовляются различные предметы камнерезного искусства, шкатулки для драгоценностей, коробочки, чаши, пасхальные яйца, столешницы и пр. Если верить легендам, малахит может сделать человека невидимым, а тот, кто пьет из малахитовой чаши, способен понимать язык животных.