Материалы сайта

Пирофиллит

Пирофиллит (агальматолит, мыльный камень, мыльняк, пагодит). Месторождения его имеются в Японии, Китае, Корее, США, Бразилии и др. В России — в Туве, Бурятии, на Урале, в Красноярском крае. В республиках: Казахстане, на Украине.

По внешнему виду и физическим свойствам этот камень настолько напоминает тальк, что без специальных химических реакций их практически различить невозможно. Поэтому камни часто путают, несмотря на то что пирофиллит в природе довольно широко распространен. Как материал для поделок среди уральских мастеров-камнерезчиков он признания не получил. Возможно, это обусловлено его низкой твердостью, она несколько выше, чем у талька, и колеблется в пределах 1—2.

Куски агальматолита напоминают по внешнему виду мыло и жирны на ощупь, поэтому этот камень называют также мыльным камнем, о котором в толковом словаре В. И. Даля написано: «Мыльный камень, или мыльняк, мягкий зеленоватый камень, из которого китайцы режут истуканы». Но китайские мастера резали из агальматолита не только истуканов, но в первую очередь пагоды — макеты почитаемых храмов. Поэтому в Китае местную разновидность агальматолита называют пагодитом, «пагода» с португальского — буддийский (индийский, китайский, японский) храм.

Также в Китае с древнейших времен он был одним из самых излюбленных камней для изготовления божков, статуэток, искусство резьбы которых достигло большого совершенства. Применяющаяся для их изготовления плотная скрытокристаллическая разновидность пирофиллита даже получила по этой причине свое название агальматолита, или пагодита, так как в переводе с греческого языка «агальма» означает маленькую статую, а «литое» — камень. Это название камню было дано за то, что в Древней Греции из него чаще всего изготовляли скульптуру небольших размеров, так называемую мелкую пластику. Маленькие статуи предназначались для хранения внутри помещения, поэтому, несмотря на хрупкость камня, могли служить долгие годы. Другое греческое название камня, пирофиллит, подчеркивает еще одну особенность — огнестойкость и происходит от трех корней: пир (огонь), филео (люблю), литое (камень). Из этого следует, что камень, в отличие от многих других, не только не боится огня, но даже любит его. И действительно, в огне камень становится намного прочнее.

Камень ценится очень низко. Является мягким поделочным камнем. Он настолько мягкий, что легко поддается обработке ножом или резцом, которые используют резчики по дереву. Готовое изделие шлифуют наждачной бумагой и полируют самыми различными пастами, имеющими светлый цвет и не загрязняющими его поверхности, например, мелом, гашеной известью и отмученным мрамором. Камень хорошо принимает полировку и после обработки имеет интенсивный стеклянный блеск. Однако того же эффекта китайские мастера добиваются и другим способом. Они скоблят поверхность изделия очень острыми скребками, затем натирают ее воском и отполировывают до блеска куском мягкой ткани. Воск не только улучшает внешний вид резных изделий, но и укрепляет камень, защищая его от вредных воздействий внешней среды. В Китае его использовали при изготовлении культовых фигур, мелких художественных и декоративных изделий. Его искусственно окрашивали в разные цвета (чаще всего в лазоревый). Такой же промысел на местном сырье и поныне существует в Японии и Корее.

Впервые минерал был обнаружен русским химиком Р. Германом около 150 лет назад в образцах из Березовского месторождения золота на Урале, хотя этот камень знали и использовали еще первобытные люди эпохи неолита.

Благодаря тому, что его легко обрабатывать, используется с древности. Агальматолитовые бусинки встречаются в захоронениях, сделанных 16 тыс. лет назад.

В России славятся замечательные камнерезные миниатюры, изготовляемые тувинскими народными мастерами в селении Кызылдаг. Местный агальматолит широко используют для создания миниатюрной скульптуры камнерезы Тувы, Бурятии и Южного Урала. Тувинцы называют камень по-своему — «чонордаш», что в переводе означает — резной камень. Он сложен не пирофиллитом, а диккитом с примесью кварца, диаспора и циркона. «Чонордаш» бывает розовым и серовато-пепельным, белым и черным, цвета опавшей осенней листвы или слегка отдающим голубизной.

Чаще всего из камня вырезают домашних животных, которых резчик наблюдает в окружающей жизни, а также различные бытовые сценки. Готовое изделие, как правило, шлифуют хвощом, а затем полируют гашеной известью с мыльной водой. Когда изделие высохнет, его покрывают тонким слоем парафина и ставят в теплую печь при температуре 40—50 °С. В печи парафин расплавляется и заполняет мельчайшие поры камня. Через 10— 15 минут изделие вынимают, дают остынуть, а затем натирают до блеска фланелью или сукном.

У некоторых коллекционеров имеются различные иконки и мелкие «древние» поделки из агальматолита — «образного» или «фигурного» камня, как называли его в России. Агальматолит шел в производство объемных икон. Из него вырезали фигурки животных, архитектурные памятники в миниатюрном виде, делали сувениры. Они иногда попадаются на юге Украины. На отполированном от длительного пребывания в руках камне видны выпуклые резные изображения византийских императоров и какие-то таинственные надписи на греческом языке. Но эти надписи не поддаются переводу, они представляют собой беспорядочный набор букв греческого алфавита, да еще с ошибками в написании. Оказалось, что такого рода находки отнюдь не греческого происхождения. До 1917 г. в Одессе существовали подпольные мастерские, где из агальматолита делали фальсификаты, которые расторопными торговцами выдавались за подлинники.