Материалы сайта

Кремень

Кремень — халцедон преимущественно темных тонов от желто-серого до черного. В природе обычно встречается в виде конкреций и желваков, хотя нередко образует в горных породах прожилки и линзы. Из-за частого присутствия песчаных, глинистых и других минеральных включений, содержание которых может достигать 10% и более, кремень иногда относят не к минералам, а к кремнистым горным породам. Среди них выделяются роговики — кремни с примесью глинистого материала и гидроокислов железа.

Для камнереза наибольший интерес как ювелирно-поделочный материал представляют рисунчатые полосчатые кремни с чередованием различных по окраске прослоек. Однако красота камня раскрывается только после его разрезания и полировки. Конкреции кремня, в больших количествах встречающиеся среди осадочных пород, всегда словно для маскировки покрыты невыразительной белой мучнистой или глинистой корочкой-оболочкой.

Благодаря хорошей способности при ударе раскалываться на тонкие и длинные, с острыми режущими кромками пластинки-отщепы, кремень в свое время сыграл выдающуюся роль в первобытном обществе на заре развития человечества как один из самых лучших и распространенных камней для изготовления всевозможных жизненно необходимых вещей, как бы сейчас сказали, предметов первой необходимости: ножей, рубил, тесел, скребков, скобелей, наконечников для копий и стрел, огнив. До сравнительно недавнего времени кремень широко применялся в огнестрельном оружии как воспламенитель пороха, отчего и само такое оружие получило название кремневого.

Среди халцедонов, окрашенных в зеленые тона, различают следующие разновидности:

  • хризопраз полупрозрачный или просвечивающий камень яблочно-, травяно- или изумрудно-зеленого цвета; равномерная окраска его обусловлена включениями никельсодержащих минералов или соединений хрома;
  • плазма — так же, как хризопраз, может быть окрашена в зеленый цвет различных оттенков, от тусклых и слабых луково-зеленых до густых, сочных и ярких; окраску камню придают микроскопические включения седалонита, амфибола, хлорита, в отличие от хризопраза просвечивает меньше;
  • гелиотроп — халцедон-кварцевая горная порода, называемая еще кровавым камнем или восточной яшмой, на темно-зеленом фоне которой в беспорядке рассыпаны мелкие ярко-красные пятнышки, образованные пылевидными включениями гематита; из зеленых халцедонов гелиотроп считался с древнейших времен самым дорогим и ценным камнем.

Пожалуй, не менее, чем зеленые, популярны халцедоны ярких красно-бурых окрасок:

  • сердолик. — оранжевый, оранжево-красный;
  • карнеол — от оранжево-красного до темно-красного цвета;
  • сардер (сард) — желтовато-бурый, бурый, красно-бурый, коричневый.

Однако точную границу между этими цветными разновидностями провести весьма затруднительно.

К однотонным, равномерно окрашенным халцедонам можно отнести голубовато-серый или синий сапфирин и весьма условно моховой агат, или просто моховик. В последнем на сером или голубоватом фоне наблюдаются черные или зеленые дендриты гидроокислов марганца или железа. По конфигурации они очень напоминают растительность: мох, траву, кусты или деревья.

Переходную группу от халцедонов к рисунчатым агатам составляют такие камни, в которых окраска или рисунок выражены очень неопределенно. С постепенными, плавными, без резких границ, переходами одного тона или цвета в другой. К ним относятся облачный агат, рисунок которого напоминает облака, а также агат радужный, или иризирующий. Перелив цвета в камне обусловлен очень тонкими, до нескольких тысяч на один миллиметр, слоями, которые легко разлагают белый свет на составные части и создают радужную его игру.

Знаменитый уральский узорчатый агат, получивший название шайтанского переливта по своему крупнейшему месторождению около деревни Шайтанки на Среднем Урале, несколько напоминает радужный. Его прихотливый тонкий рисунок образуют параллельно-волнистые разноцветные слои, нежная окраска в которых медленно и плавно переходит от слоя к слою, как бы переливается по ним.

Рисунчатые агаты получили название по запечатленным на них «картинкам». Так, например, бастионный, крепостной или фортификационный агат напоминает по рисунку башни, крепости и другие фортификационные военные сооружения, пейзажный или ландшафтный — соответственно пейзажи и ландшафты, цветочный — цветы, руинный — руины и т. д. Наверное, нет необходимости перечислять все названия рисунчатых агатов, тем более если учесть, что каждый желающий в разрезе камня может увидеть такую картину, какую ему подскажут воображение и фантазия.

Отметим лишь, что в особую группу выделены полосчатые агаты, которые получили название ониксов. При этом не имеет никакого значения, как расположены слои — параллельно-прямолинейно или концентрически замкнуто. Важнее другое: в какой цвет они окрашены, отчего полосчатые камни имеют свои собственные имена. Так, собственно ониксом, или арабским ониксом, назван агат с чередующимися белыми и черными слоями, сардониксом — бурыми и белыми, карнеолониксом — красными и белыми, халцедониксом — серыми и белыми.

Не будет преувеличением сказать, что агаты и плоскополосчатые тонкослоистые ониксы в истории искусства сыграли роль той же колыбели, в которой родилось, окрепло и возмужало мастерство глиптики — резьбы по камню. Однородность строения, твердость и вязкость агата сделали его одним из самых любимых камней для изготовления гемм — как камей, так и инталий. Своеобразное сложение оникса со слоями, окрашенными в различные цвета, давало возможность мастерам-художникам вырезать портреты императоров и мифических героев, фигуры людей, зверей и насекомых, а зачастую целые сцены и многоплановые композиции из слоя одного цвета, а фон - из другого, более светлого или, наоборот, темного. Многие агатовые геммы античного мира настолько миниатюрны, что свободно могут уместиться на площади современной десятикопеечной монеты. «Вызывает искреннее удивление, как в древние времена вручную, при помощи самого примитивного инструмента создавались такие тонкие и совершенные по технике исполнения произведения глиптики».

Маленькие по величине и неизмеримо громадные по своему значению, геммы и инталии донесли до нас через века и тысячелетия выдающееся искусство древних мастеров и не только стали источником эстетического наслаждения ценителей прекрасного, но и дали целый набор утерянных ключей ко многим туманным и спорным вопросам истории искусства.

В заключение заметим, что халцедон обладает интересным свойством: его можно искусственно окрасить в любой цвет, вплоть до черного, а цветовую гамму бледноокрашенных и невыразительных рисунков значительно усилить, сделать их более сочными и контрастными. Практические рекомендации по самостоятельной окраске агатов заинтересованный читатель сможет найти в некоторых книгах по геологии.