Материалы сайта

Рельеф Хесира за жертвенным столом

egyptian_sculptureНа панели из кедра изображен мужчина с волевым профилем, в завитом парике, в длинном облегающем одеянии, с небольшим мешком за спиной и палеткой для письма спереди. За его спиной находится и футляр с каламами - тростниковыми палочками для письма, а в мешке - красный и черный пигменты для письма или же вода для приготовления краски в круглых углублениях палетки. Таковы были типичные инструменты египетского писца. Они сразу же позволяют идентифицировать представителей этого значимого служилого сословия.

Карьера любого чиновника начиналась с обучения письму, так как без записей и подсчетов сложный египетский административный аппарат не был бы способен функционировать. Его титулы - «правитель Буто», «жрец Хора» и «главный зубной врач» выписаны над его изображением.

Титулы свидетельствуют о высоком социальном положении Хесира, находившегося на службе у царя; присутствие имени обеспечивало ему благополучие в мире ином. Имя было очень значимым, более важным, чем, например, портретное сходство с изображаемым.

Статус Хесира в административной иерархии также подчеркнут длинным посохом вельможи и скипетром «хереп», которые он держит в левой руке. Иероглифическая надпись также называет его «великим Юга» и «другом царя». Таким образом, Хесира занимал высокие придворные должности во время правления царя III династии Джосера. Кроме того, его гробница находилась в некрополе Саккары, неподалеку от ступенчатой пирамиды его царя. Тело усопшего должно было оставаться неприкосновенным в подземной камере; над ней размещался комплекс, состоявший из камеры для жертвоприношений и длинного коридора с одиннадцатью нишами, в которых находились деревянные панели с изображениями Хесира. Шесть панелей из одиннадцати сохранились и были перевезены на хранение в Египетский музей в Каир. На панелях Хесира изображен в различных позах, одеяниях, в различном возрасте.

В эпоху Древнего царства, когда жил Хесира, рельеф был, как и статуя, одной из наиболее распространенных форм изображения человека и исполнялся в несколько этапов командой мастеров. Сначала красной краской по сетке из квадратов делался набросок, позже итоговый рисунок обводился черным цветом. Контуры рисунка оставались неприкосновенными, пока мастера не стесывали пространство фона. На заключительном этапе обрабатывали контуры изображения и делали моделировку внутри самой фигуры.

Хесира изображен сидящим только на одной из панелей. Богатая подставка с жертвенником с лежащими на нем хлебами стоит передним. Иероглифы над жертвенником перечисляют среди других приношений вино, мясо и благовония, которые, даже если были только изображены или упомянуты в надписи, должны были обеспечить его питание в ином мире. Вельможа одет в длинное, ниспадающее до лодыжек одеяние, не закрывающее его правую руку и плечо. Несмотря на то что он изображен в профиль, глаз и плечи показаны в фас. Это соответствует египетскому канону изображения, который требовал, чтобы каждая часть тела была изображена как можно более точно и целостно.

Перспектива не играла никакой роли в том, как хотели изобразить человека. Для египетского художника более значительную роль играли точность, детализация образа. Различные части тела, изображенного выполнены очень реалистично, с большим вниманием к деталям. Позже это станет в египетском рельефе встречаться не так часто. Работая в рамках жесткого канона, художники все же смогли придать изображению Хесира ощущение внутренней уверенности в себе, воплотили величие могущественного вельможи.


Купить скульптуру из мрамора можно в нашей компании – «Stone2art Group». В разделе "Наши товары" можно ознакомиться с другими скульптурами и статуями.

Дополнительная информация:
предыдущая статья цикла: "Статуя царя Нечерихета Джосера"
следующая статья цикла: "Статуя Сидящий писец"
Галерея Шедевры: "Египет. Древнее царство"

Все по-настоящему ценное - ценно во все времена! (с) Stone2art Group