Материалы сайта

Рельеф Возвращение стада

egyptian_sculptureТи был высокопоставленным вельможей, управляющим двумя пирамидными комплексами и несколькими солнечными храмами. Царь не платил за работу вознаграждения, но теоретически он был владельцем всей земли Египта, а поэтому даровал Ти много земель, сделав его крупным землевладельцем. Вельможа хотел сохранить радость от обладания своими угодьями и своими стадами и в загробной жизни. На стенах гробницы Ти изображено, как он вместе с женой наблюдает за сбором урожая, как он стоит в лодке, охотясь на гиппопотама, как он охотится на птиц в густых зарослях папируса. Вновь и вновь пастухи и погонщики проводят перед ним большие стада овец, быков и ослов.

Художник представил большое количество животных, изображая их тела как бы наложенными друг на друга, словно они идут правильными тесными рядами подобно солдатам на параде. Одна из этих композиций с животными сохранила изображения трех коров, идущих вперед за пастухом, который несет на своих плечах теленка. Вместо традиционного схематичного изображения получилась полная жизненности сцена: скорее всего, новорожденный теленок повернул голову к матери; ее рот открыт, словно они зовут друг друга. На самом деле все куда прозаичнее: это изображение уловки, благодаря которой корова, идущая вслед за своим теленком, ведет за собой через переправу все стадо. Такую сцену мог изобразить только художник, хорошо знавший жизнь животных; она напоминает нам, современным зрителям, в первую очередь думающим о царях и пирамидах, что Египет был прежде всего сельскохозяйственной страной. Охота не играла значительной роли; люди ловили рыбу в Ниле, однако главным источником их пропитания были зерновое земледелие и скотоводство. Большая часть населения так или иначе существовала бок о бок с животными.

Роль животных в повседневной жизни египтян также отражена в письме и в литературе. Иероглиф, обозначающий «радость», выписывался в форме головы коровы, «удовольствие» - это прыгающий теленок. «Ветеринарный папирус», датируемый XII в. до н.э., описывает заболевания, с которыми мог столкнуться крупный рогатый скот и то, как их излечить. В одной сказке, от которой сохранился лишь фрагмент, пастух видит неизвестную богиню, стоящую в потоке воды. Он понимает, что это явление - предупреждение о сильном разливе реки. В летние месяцы воды Нила затопляли очень большие прибрежные зоны. В сказке пастух отзывает скот: «О вы, быки, мы уходим! Телята запрыгнут в лодки, козлы лягут на дно их... Быки и коровы поплывут позади них... Никто не задержит меня в потоке этом в год, когда река высока; кто отдает приказания вернуться на пастбище, когда река и поле более не разделены». Стадо, изображенное в мастабе Ти, также двигается по воде, показанной стилизованными вертикальными зигзагообразными линиями. Иероглиф, которым обозначалась вода, также был зигзагообразной линией, но выписанной горизонтально. Очень часто иероглифические знаки и связанные с ними понятия очень сильно походили друг на друга, и изображение на стене могло «читаться».

Сцена выполнена в технике выпуклого рельефа, который был изначально расписан. Лишь часть росписи сохранилась до наших дней. Рельефом было почти невозможно передать контуры ног в воде - линии ног и воды наложились бы, поэтому художник вышел из положения - просто передав ноги краской. Точно так же, как сама эта сцена со скотом контрастирует с обычными схематическими изображениями животных, так и способ, которым художник передал ноги, погруженные в поток, показывает, как египетские художники пытались согласовывать собственные наблюдения за природой со стилизацией.


Купить скульптуру из мрамора можно в нашей компании – «Stone2art Group». В разделе "Наши товары" можно ознакомиться с другими скульптурами и статуями.

Дополнительная информация:
предыдущая статья цикла: "Скульптура Cупружеская чета"
следующая статья цикла: "Рельеф Тексты пирамид царя Унаса"
Галерея Шедевры: "Египет. Древнее царство"

Все по-настоящему ценное - ценно во все времена! (с) Stone2art Group