Материалы сайта

Сфинкс Сенусерта III

egyptian_sculptureСфинкс был одним из главных символов, привнесенных египтянами в мировую культуру. Именно от них другие цивилизации древности позаимствовали образ получеловека, полуживотного. Греки трансформировали льва с головой царя в демоницу с грудью и крыльями, которая убивала странников, не способных дать ответ на ее загадку. Эдип ответил на ее вопрос, и она покончила с собой. У греческого сфинкса была история; египетский сфинкс был символической фигурой.

Так или иначе, это создание, происходящее из Египта, овладело фантазией Запада на несколько тысячелетий. Создатели фильмов ужасов все еще опираются на этот факт, а каждый турист, посещающий Египет, хочет взглянуть на изуродованный лик Великого сфинкса Гизы.

Великий сфинкс был сооружен царем Хафра; его длина 73 м, высота - около 20 м. Он был рассчитан на то, чтобы производить сильное впечатление издалека; сфинкс Сенусерта III имеет длину 73 см и, скорее всего, стоял перед храмом или в одном из его дворов. Он был создан в эпоху Среднего царства, приблизительно через семь столетий после того, как был завершен Великий сфинкс в Гизе. У обеих скульптур утерян нос и урей - священная кобра на лбу; оба сфинкса предстают в немесах - царских головных платках. У «младшего» сфинкса также утеряны передние лапы, но зато у него прекрасно сохранилась церемониальная бородка.

Сенусерт III был одним из самых могущественных правителей Среднего царства. Именно при нем в полной мере была восстановлена централизованная власть в стране, проведены важнейшие административные реформы, а затем расширены внешние границы страны и укреплено влияние Египта в соседних землях. Он правил, вероятно, 19 лет; за это долгое время царь предпринял многочисленные военные кампании в Палестину и особенно в Нубию, где при нем были основаны мощные военные крепости. В одной из триумфальных стел царь вспоминает о своих свершениях, о захваченных землях и поверженных противниках: «Величество мое видело это... Я увел женщин их, я увел все добро их, я засыпал источники их, перебил скот их; я захватил зерно их и предал его огню... Истину говорю я, нет лжи, исходящей из уст моих».

Порой в облике мифических существ изображались не только цари, но и боги. Однако в этом случае обычно художник изображал божество с человеческим телом и головой священного животного. Возможно, еще и потому, что животное было связано с принципом божества, а умение человека говорить было необходимо для передачи информации, участия в ритуалах, таких, например, как омывание царя водой вечной жизни во время вхождения в храм. Божества, связанные с абстрактными понятиями, - разумом, сердцем, мудростью, часто изображались вообще в виде символов. Цари, наоборот, были материальным воплощением власти, а потому львиное тело и человеческая голова воплощали в их облике сверхчеловеческую силу и могущество.

Очень велик контраст между телом и лицом сфинкса Сенусерта III. Львиное тело очень сильно стилизовано, так же, впрочем, как и царский головной платок, и церемониальная борода. Складывается впечатление, что целью мастера было создание образца, максимально похожего на более ранние образцы скульптуры этого типа. Лицо же выполнено совершенно иначе: энергичный рот с опущенными вниз уголками губ, морщинки, начинающиеся у переносицы и заканчивающиеся у углов рта, несут на себе следы возраста и пережитого опыта. В лице художник передал яркую индивидуальность царя, сконцентрировался на его прижизненном облике. Это сильно отличается от традиционных подходов египетского искусства к скульптурному портрету и является характерной чертой лучших произведений египетской скульптуры Среднего царства.

Купить скульптуру из мрамора можно в нашей компании – «Stone2art Group». В разделе "Наши товары" можно ознакомиться с другими скульптурами и статуями.

Дополнительная информация:
предыдущая статья цикла: "Рельеф из гробницы Ашаит"
следующая статья цикла: "Статуя сидящего Хертихотепа"
Галерея Шедевры: "Египет. Среднее царство"

Все по-настоящему ценное - ценно во все времена! (с) Stone2art Group