Материалы сайта

Итальянская скульптура в России при Павле I

Павел I, в отличие от матери, ценил и понимал как античную, так и современную скульптуру. Еще совсем молодыми великий князь Павел Петрович и его супруга Мария Федоровна совершили путешествие по Европе под именем графа и графини Северных. В начале 1782 года они побывали в Италии, посетив основные художественные центры — oт Венеции, где в их честь были устроены невероятные празднества и представления, до Неаполя и от Рима до Турина. Известно, что в Риме граф и графиня Северные приобретали античную скульптуру. Они посещали мастерские Бартоломео Кавачеппи, Лоренцо Карделли, Джузеппе Анджелини и Альбачини. Целый ряд произведений Альбачини сегодня по-прежнему украшает залы дворца в Павловске, резиденции Павла I. В собрании Государственного музея-заповедника «Гатчина» хранится портретный бюст Марии Федоровны, исполненный в Риме Кристофером Хеветсоном.
 
Главным архитектурным памятником царствования Павла I стал грандиозный Михайловский замок, новая резиденция императора (1796–1801, архитекторы Василий Баженов и Винченцо Бренна). В проектировании этого дворца и разработке программы его декора активное участие принял сам царь. Именно в Михайловский замок были перевезены многочисленные произведения скульптуры из Царского Села, как античные, так и нового времени. К ним добавились некоторые статуи и бюсты петровской коллекции. Однако этим дело не ограничилось. Желая уподобить Петербург «новому Риму», Павел I и его доверенный архитектор Винченцо Бренна, не жалея денег, выписывали из Италии мраморные копии со знаменитых статуй античности и нового времени. Главным исполнителем их заказов стала мастерская Паоло Андреа Трискорниа в Карраре (1757–1833). Брат последнего, Агостино Мария Трискорниа (1761–1824), находился в это время в Петербурге, не только занимаясь ваянием, но и выступая как коммерческий агент своего брата. Большая партия мраморной скульптуры из Каррары, в частности, была получена в ноябре 1798 года. Здесь выделяются группа «Лаокоон» (подписана Паоло Андреа Трискорниа и датирована 1798 годом), монументальная «Спящая Ариадна» (подписана тем же Трискорниа), а также лишенные подписи «Умирающий гладиатор», «Германик», «Венера Каллипига» и «Аполлино». Все эти скульптуры, с большой точностью передающие античные оригиналы, свидетельствуют о высоком профессиональном мастерстве Трискорниа и его помощников. Мы говорим здесь о помощниках не только из-за отсутствия подписей на части статуй, но и потому, что кажется непостижимым, как один скульптор за короткое время мог создать такое количество произведений. Трискорниа или его мастерской может быть приписана также немного упрощенная копия с «Аполлона и Дафны» Бернини (ныне в Эрмитаже). Наконец, лишены даты, но подписаны скульптором две оригинальные композиции, прибывшие в Петербург с тем же кораблем, — «Амур и Психея» и «Диана и Эндимион». Если во второй композиции можно увидеть реминисценции искусства барокко, то первая, в особенности благодаря изысканной фигуре стоящей Психеи, показывает мастера из Каррары элегантным представителем неоклассического направления.
 
Так на некоторое время Михайловский замок стал самым богатым собранием скульптуры в России. Однако Павел I провел в своей новой резиденции лишь сорок дней. После его убийства в марте 1801 года Михайловский замок перестал быть царской резиденцией. Его убранство было частично демонтировано, частично перевезено в другие дворцы. Большинство произведений скульптуры при этом попало в Таврический дворец, надолго ставший хранилищем также для мебели и произведений декоративно-прикладного искусства из императорских резиденций.