Материалы сайта

Скульптура Италии в России после революции

В 1918 году было образовано Отделение новой скульптуры во главе с увлеченной своим делом и энергичной Ж. А. Мацулевич (1890–1973). Именно она провела систематизацию скульптуры в Эрмитаже, Зимнем дворце и других императорских и великокняжеских дворцах, а также выделила скульптуру нового времени среди антиков и произведений прикладного искусства. Она же принимала участие в реорганизации Музея Академии художеств, которая позволила собрать в Эрмитаже наиболее ценные экспонаты из собрания Фарсетти. Ей же принадлежит заслуга первой научной обработки скульптуры из национализированных частных коллекций. Среди поступлений первого послереволюционного времени можно выделить следующие.
 
В 1918 году у графини Салтыковой был приобретен монументальный мраморный горельеф «Поклонение пастухов», оказавшийся ранним произведением Джованни Баттиста Фоджини. Из собрания графов Мусиных-Пушкиных в 1920 году поступила мраморная группа «Смерть Адониса», подписанная Джузеппе Маццуолой, прекрасный образец монументальной пластики школы Бернини, а также ряд бронзовых произведений, в том числе «Фавн с козленком» работы Джузеппе Пьямонтини.
 
Во второй половине 1920-х годов началось закрытие Дворцов-музеев в бывших особняках знатных дворянских семей — Юсуповых, Строгановых, Шуваловых; экспонаты из этих музеев также пополнили собрание Эрмитажа. Достаточно вспомнить о названных выше двух скульптурах Кановы, исполненных им для князя Н. Б. Юсупова и поступивших в Эрмитаж в 1926 году. Из той же коллекции в 1923 году поступили четыре бюста римских императоров, по всей вероятности происходящие из коллекции Петра Великого.
 
Позднее покупки произведений итальянской скульптуры делались через Закупочную комиссию Эрмитажа, как от частных лиц, так и через комиссионные (антикварные) магазины. Среди приобретений последнего времени можно назвать мраморную статую «Исида» работы Карло Альбачини (покупка 1955 г.), лишь недавно отождествленную со статуей, купленной в Риме И. И. Шуваловым; рельеф «Осень», повторяющий композицию Масимильяно Сольдани Бенци (покупка 1969 г.); наконец, превосходную статую ангела из цветных мраморов, приписываемую Анджело Маринали (покупка 1991 г.).
 
Ныне коллекция итальянской скульптуры ХVII–ХVIII веков насчитывает более 300 экспонатов и может рассматриваться как очень значительное собрание пластики барокко. Что касается произведений Антонио Кановы, то ни один музей в мире не располагает столь богатым и превосходным по качеству подбором его скульптурных групп, статуй и бюстов.