Материалы сайта

Николай Пино (Пиновий) (1684-1754)

Nikolay_PinoНиколай Пино был известен в XVIII веке как замечательный резчик по дереву, рисовальщик, скульптор и декоратор, а позже как автор книги по орнаменту. Будучи во Франции, он работал при дворе Людовика XIV. Когда ему было 32 года, его пригласил в Россию, обещая протекцию и хорошо оплачиваемую работу, французский архитектор Ж.Б. Леблон.

В Петербург Пино приехал, как и итальянский скульптор Б.К. Растрелли, в 1716 году, но в отличие от него ограничил свою деятельность лишь декоративно-прикладной областью. За более чем 10-летний период пребывания в русской столице он исполнил множество монументально-декоративных произведений по украшению дворцовых интерьеров, фонтанов и парков, большинство из которых не сохранились.

Подробнее...

Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744)


Bartolomeo_Carlo_RastrelliСамым значительным мастером русской скульптуры первой половины XVIII века был итальянец по происхождению граф Бартоломео Карло Растрелли. Не сделав ничего существенного в Италии и Франции, он в 1716 году прибыл в Петербург, где стал выполнять крупные государственные заказы вначале для Петра I, затем для Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.

Работая в России до своей смерти, скульптор создал целый ряд выдающихся произведений монументальной, декоративной и станковой пластики.

Растрелли родился в 1675 году в состоятельной дворянской семье потомственных горожан Флоренции. В своем городе, где еще сохранялись традиции эпохи Возрождения, он имел возможность изучать произведения великих Донателло, Верроккьо, Микеланджело, Челлини.

Подробнее...

Конрад Оснер (1669-1747)


Conrad_OsnerОдним из первых приехал работать в Россию при Петре Первом немец Конрад Оснер, который был известен у себя на родине как мастер архитектурно-декоративной пластики и резчик по дереву. Первые профессиональные навыки он получил в городе Ульме, будучи учеником довольно-таки посредственных скульпторов - Боля, а затем Вигана.

В 1697 году Оснер был нанят на службу для исполнения декоративных работ в московских и подмосковных церквях. Ему приписывается большое горельефное панно «Коронование Богоматери» (1704-1705, алебастр), расположенное в Верхней церкви Богоявленского монастыря в Москве, в скульптурном убранстве которой он участвовал с бригадой мастеров-иностранцев: П. Джемми, Г. Квадро, Д. Руско и Д. Феррара.

Подробнее...

Андреас Шлютер (1660/1665-1714)

Andreas_SchluterВ качестве скульптора и архитектора Андреас Шлютер состоял на службе прусских королей, и современники называли его «северным Микеланджело». Он был ярким представителем европейского и петровского барокко, с именем которого также связано много нерешенных вопросов в связи с его работой в России.

Существуют разноречивые мнения специалистов об авторстве Шлютера в декоративной отделке фасадов Летнего дворца в Санкт-Петербурге и оформлении внутренних помещений Петергофского Монплезира. Вместе с тем в выполненных под его руководством скульптурно-орнаментальных произведениях можно найти все то новое, что отражало особенности формирующихся духовных и культурных ценностей Петровской эпохи.

Подробнее...

Русская скульптура при Елизавете Петровне

The_Russian_sculpture_at_Elizabeth_PetrovnaПосле 1720-1730-х годов, «времени дворцовых переворотов» и эпохи «бироновщины», начинается новый подъем национального самосознания, обостренного борьбой с иностранным засильем. Воцарение Елизаветы Петровны, дочери Петра I, воспринималось русским обществом как начало возрождения России и продолжения петровских традиций. При ней был основан Московский университет и Академия трех знатнейших художеств, которые в дальнейшем сыграют огромную роль в подготовке отечественных кадров в области науки и искусства.

Одним из первых профессоров только что открывшейся Академии художеств стал французский скульптор Никола Франсуа Жилле - представитель позднего барокко, обучавший учеников профессиональному овладению различными видами пластического искусства, учитель многих впоследствии прославленных мастеров.

Подробнее...