+7 (495) 755 01 83
задать вопрос  

Материалы сайта

Скульптура второй половины XVIII века

Эпоха классицизма в русской скульптуре

Russian_sculptureВ 1760-х годах в изобразительном искусстве начинает, в противоположность барочным тенденциям, зарождаться новое стилевое направление - классицизм.

Теоретик классицизма И.И. Винкельман в статье «О подражании древним» утверждал, что изучение античной скульптуры открывает художникам более верный и более легкий путь к познанию совершенной красоты, нежели непосредственное изучение природы. Яркий представитель французского Просвещения Дени Дидро также писал «о простоте античного героизма».

Просветительский классицизм, ставший во Франции стилем революционной буржуазии, нашел свое блестящее выражение в России, где буржуазия еще только зарождалась.

Синтез архитектуры и скульптуры

sculpture_of_RussiaВ России переход от декоративного стиля барокко к классицизму имел более радикальный характер, чем на Западе. Огромную роль в русской архитектуре играл городской ансамбль, достигший на рубеже XVIII-XIX веков небывалого развития. Свое начало он получил еще в строительстве Петербурга при Петре I, и только во второй половине XVIII века, вместе с проникновением демократических идей в дворянскую культуру, дворцовый ансамбль уступил место городскому, отражая новую идею «отечества всех сословий».

Это хорошо видно в грандиозном проекте Кремлевского дворца В.И. Баженова, задуманного им как дворец-акрополь, объединенный с народным форумом.

На рубеже XVIII-XIX веков, когда русский классицизм вступил в свою зрелую стадию, приходит новое понимание синтеза искусства, в особенности архитектуры и скульптуры.

Преемственность и развитие русской скульптуры

sculpture_of_lionsВ станковых произведениях классицизма скульпторы, прежде всего, ориентировались на мастеров античности и эпохи Возрождения. Стремясь в красивой и утонченной форме передать гражданственный пафос («Русский Сцевола» Демут-Малиновского), самодисциплину и внутреннюю собранность («Бдение Александра Македонского» М.И. Козловского), они при этом не отказывались от композиций с реальным содержанием, где подчеркивалась ценность семьи и домашнего уюта («Автопортрет с женой и дочерью» Ф.П. Толстого).

Важной областью скульптуры второй половины XVIII века был портретный бюст, блестяще представленный Ф.И. Шубиным, но именно этот жанр был наименее затронут идеями просветительского классицизма, и в нем в большей степени проявились барочно-рокайльные тенденции. Новый тип портретного изображения, отмеченного чертами монументальности, можно увидеть в мраморном бюсте графа Н.И. Панина (1780) работы Мартоса.

Мемориальная и монументальная скульптура на рубеже веков

sculpture_gravestoneПри постановке скульптурных памятников в городах авторы, учитывая движение зрителей на площадях и улицах, располагали монументы в городской среде с учетом их наиболее выгодного обзора. Огромную роль при этом играл силуэт скульптуры, который должен был легко читаться в окружающем пространстве. Именно в памятниках решалась основная задача классицизма - героизация образа, требующая обобщения и монументальности, что было вполне естественно для этого вида искусства.

Удачным примером прочной и неотделимой связи с городом является памятник Петру I (1782) скульптора Э.М. Фальконе на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, имеющий огромную силу воздействия на зрителей. Автор показывает Петра I законодателем и преобразователем России.

Никола Франсуа Жилле (1709-1791)

Nicolas_Francois_GilletНикола Франсуа Жилле был одним из первых профессоров открывшейся в 1757 году в Санкт-Петербурге российской Академии трех знатнейших художеств, основанной Елизаветой Петровной. Он был замечательным наставником молодых русских скульпторов и более всех своих современников имел влияние на развитие нашей отечественной пластики. В руководимом им скульптурно-статуйном классе обучались впоследствии знаменитые мастера, такие как Ф.И. Шубин, М.И. Козловский, Ф.Г. Гордеев, Г.Т. Замараев, Ф.Ф. Щедрин, И.П. Прокофьев, И.П. Мартос.

Жилле проявил себя не только на педагогическом поприще. Мастер позднего, уходящего барокко, он за 20 лет пребывания в России создал галерею портретов, ряд статуй и работ декоративно-прикладного плана.