Материалы сайта

Федор Гордеевич Гордеев (1744-1810)

gerb_rossii_18_vekВыдающийся русский скульптор Федор Гордеевич Гордеев оставил после себя значительный след в монументально-декоративной, мемориальной и станковой пластике. Будучи одним из первых выпускников Императорской Академии художеств, он стал крупным администратором и уважаемым педагогом, воспитав целую плеяду известных мастеров скульптуры, среди которых И.П. Прокофьев и Г.Т. Замараев. Творческая деятельность Гордеева совпала с начальным периодом утверждения классицизма в русском искусстве.

В ранних и некоторых поздних его произведениях заметно влияние барокко, но в основном он работал в классицистическом направлении, выражая в своих скульптурах характерные для этого стиля идеи гуманизма, гражданственности и патриотизма.

Подробнее...

Федот Иванович Шубин (1740-1805)

Fedot_Ivanovich_ShubinС именем Федота Ивановича Шубина связаны наивысшие достижения русской и мировой скульптуры XVIII века. Вместе с архитектурой В.И. Баженова и М.Ф. Казакова, живописью Д.Г. Левицкого и поэзией Г.Р. Державина его портретное творчество составляет славу и гордость Отечества. Для искусства Шубина было характерно обостренное чувство современности и вместе с тем устремленность в будущее.

Связанный вначале с народной пластической традицией холмогорских косторезов, не знавшей конкретной натуры и оперировавшей обобщенными художественными образами, Шубин в процессе учебы в Академии художеств постепенно освобождается от этой зависимости.

Подробнее...

Этьенн Морис Фальконе (1716-1791)

Etienne_Maurice_FalconetИдеи просветителей, их понимание задач искусства наиболее ярко выразил в своем знаменитом конном памятнике Петру I (Медный всадник) французский скульптор Этьенн Морис Фальконе. Приехав в русскую столицу в пятидесятилетием возрасте, он в России создал свое самое великое творение, ставшее символом Петербурга. Памятник Петру I является непревзойденным творением монументального искусства. Удачно поставленный на Сенатской площади, он стал органичной частью архитектурного облика города.

Фальконе родился 1 декабря 1716 года в Париже в семье бедного ремесленника-столяра. В детстве ему не пришлось ходить в школу. Отец отдал его учеником к мастеру, изготовлявшему болванки для париков, а первые навыки в скульптуре он получил от дяди - мраморщика Н. Гильома.

Подробнее...

Никола Франсуа Жилле (1709-1791)

Nicolas_Francois_GilletНикола Франсуа Жилле был одним из первых профессоров открывшейся в 1757 году в Санкт-Петербурге российской Академии трех знатнейших художеств, основанной Елизаветой Петровной. Он был замечательным наставником молодых русских скульпторов и более всех своих современников имел влияние на развитие нашей отечественной пластики. В руководимом им скульптурно-статуйном классе обучались впоследствии знаменитые мастера, такие как Ф.И. Шубин, М.И. Козловский, Ф.Г. Гордеев, Г.Т. Замараев, Ф.Ф. Щедрин, И.П. Прокофьев, И.П. Мартос.

Жилле проявил себя не только на педагогическом поприще. Мастер позднего, уходящего барокко, он за 20 лет пребывания в России создал галерею портретов, ряд статуй и работ декоративно-прикладного плана.

Подробнее...

Преемственность и развитие русской скульптуры

sculpture_of_lionsВ станковых произведениях классицизма скульпторы, прежде всего, ориентировались на мастеров античности и эпохи Возрождения. Стремясь в красивой и утонченной форме передать гражданственный пафос («Русский Сцевола» Демут-Малиновского), самодисциплину и внутреннюю собранность («Бдение Александра Македонского» М.И. Козловского), они при этом не отказывались от композиций с реальным содержанием, где подчеркивалась ценность семьи и домашнего уюта («Автопортрет с женой и дочерью» Ф.П. Толстого).

Важной областью скульптуры второй половины XVIII века был портретный бюст, блестяще представленный Ф.И. Шубиным, но именно этот жанр был наименее затронут идеями просветительского классицизма, и в нем в большей степени проявились барочно-рокайльные тенденции. Новый тип портретного изображения, отмеченного чертами монументальности, можно увидеть в мраморном бюсте графа Н.И. Панина (1780) работы Мартоса.

Подробнее...