Материалы сайта

Импрессионизм в русской скульптуре

В конце 1890-х годов начинается новый этап в развитии скульптуры, связанный с поиском современных образных решений в произведениях А.С. Голубкиной, П.П. Трубецкого, С.Т. Коненкова, А.Т. Матвеева и Н.А. Андреева. Чутко реагируя на общественно-политические, культурные события и запросы сложного и переломного времени, они, будучи известными мастерами, достойно представляли своим творчеством русскую скульптуру начала XX века как в России, так и за рубежом.

Преодолевая скульптурно-академические каноны, живописец М.А. Врубель стал одним из первых применять цвет в своих майоликовых и гипсовых работах, прибегая к необычным сюжетам и композициям ("Головальвицы", "Демон", "Египтянка с цвета­ми на голове", "Роберт и монахини").

Большим вниманием среди специалистов и почитателей искусства было отмечено творчество выдающегося мастера-импрессиониста Трубецкого. Он значительно обогатил пластические возможности жанровой и портретной скульптуры, добиваясь особой текучести формы, живописности ее фактуры, но уже не при помощи цвета, как у Врубеля, а за счет особой манеры лепки с использованием светотени ("Московский извозчик", "И.И. Левитан", "М.К. Тенишева", "Л.Н. Толстой на лошади", "Девочка с собакой").

Импрессионистическими приемами в скульптуре, кроме Трубецкого, также пользовались Коненков (Паганини), Андреев (Портрет П.Д. Боборыкина, Памятник Н.В. Гоголю), Голубкина (Изергиль, Портрет Карла Маркса).

Под влиянием политической обстановки в России многие мастера отдавали предпочтение уже не сюжетно-бытовой тематике, а революционносимволической. Тема грядущей революции звучит в работах Голубкиной, выполненных в экспрессивно-насыщенной лепке ("Железный", "Волна", "Идущий человек"), Коненкова ("Самсон, разрывающий узы", "Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин"), решенных в обобщенно-эпическом плане.