+7 (495) 755 01 83
задать вопрос  

Материалы сайта

Монументально-декоративная скульптура социализма

В послевоенные годы с большой пышностью и помпезностью решались проблемы синтеза скульптуры и архитектуры. Заметную роль в области монументально-декоративной пластики сыграл Г.И. Мотовилов, который с группой своих учеников приложил много усилий для украшения круглой скульптурой и рельефами станций Московского метрополитена, главного павильона и других построек ВСХВ (Всесоюзной сельскохозяйственной выставки), зданий МГУ в Москве и шлюзов Волго-Донского канала.

Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР в 1958 году Об устранении излишеств в проектировании и строительстве приводит к резкому сокращению заказов на монументально-декоративные работы и использование монументальных и станковых форм в скульптуре. В середине 1950-х годов в ней обозначились новые веяния и поиски современных форм выразительности, которые привели к расширению круга используемых традиций и многогранному осмыслению действительности.

Для I960-1970-х годов характерно появление огромного числа памятников, посвященных Великой Отечественной войне. Почти во всех союзных республиках возникают крупнейшие мемориальные комплексы (Саласпилсский, Волгоградский, Хатынский, Брестский и другие), отмеченные характерной гигантоманией. Как верно заметил искусствовед Н.В. Воронов, «по количеству возведенных памятников с данным периодом не мог сравниться никакой другой период истории страны».

При этом значительно расширяется круг лиц, увековеченных монументальным искусством. Устанавливаются памятники, стелы и мемориальные доски революционерам, военным деятелям, людям науки, искусства и литературы (М.К. Аникушин - памятник А.С. Пушкину в Ленинграде, Кибальников - памятник В.В. Маяковскому, Р.Е. Амбарцумян - памятник Я.М. Свердлову, П.Н. Бондаренко - памятник Ю.А. Гагарину в Москве.

Со второй половины 1960-х - начала 1970-х годов в монументальной скульптуре под влиянием станковых форм определилась новая тенденция, выразившаяся в стремлении к камерной трактовке памятников, с углубленно-психологическим решением образов, с элементами романтизма и лиризма (И.Д. Бродский - памятник И.И. Ползунову в Барнауле, О.К. Комов - памятник А.С. Пушкину в Твери, В.Е. Цигаль - памятник СА. Есенину в Москве и другие).

1960-е годы были особенно плодотворны для развития и обогащения станковой пластики. Подлинно этапными произведениями, овеянными юношеской романтикой, общим ощущением свежести и непосредственности, стали группы Ю.Г. Нероды - "Керамисты", ВА. Вахрамеева - "Геологи", Д.М. Шахов­ского - "Камчатские рыбаки".