+7 (495) 755 01 83
задать вопрос  

Материалы сайта

Николай Пино (Пиновий) (1684-1754)

Nikolay_PinoНиколай Пино был известен в XVIII веке как замечательный резчик по дереву, рисовальщик, скульптор и декоратор, а позже как автор книги по орнаменту. Будучи во Франции, он работал при дворе Людовика XIV. Когда ему было 32 года, его пригласил в Россию, обещая протекцию и хорошо оплачиваемую работу, французский архитектор Ж.Б. Леблон.

В Петербург Пино приехал, как и итальянский скульптор Б.К. Растрелли, в 1716 году, но в отличие от него ограничил свою деятельность лишь декоративно-прикладной областью. За более чем 10-летний период пребывания в русской столице он исполнил множество монументально-декоративных произведений по украшению дворцовых интерьеров, фонтанов и парков, большинство из которых не сохранились. Барон Н.Н. Врангель в статье, посвященной творчеству Пино, ссылаясь на документы, пишет, что он исполнил следующие работы: «в 1719 году - резал украшения “Новой галереи Сада Его Царского величества”, фонтаны и кашкады; в 1721 - две модели дельфинов для фонтанов в Петергофе; в 1723 - “деревянная драка, гада семиглавого”, в 1724 году работал в Новых Летних палатах, в 1725 - вылепил “вошные модели” для медного столба, на котором резные баталии».

Высоким мастерством, тщательной проработкой каждой детали отмечены его декоративные резные панно во дворце Марли и четырнадцать резных дубовых панно в кабинете Петра I в Большом дворце в Петергофе. Создателем проекта всей декорации Дубового кабинета являлся архитектор Леблон, автором рисунков и моделей панно - Пино, а исполнителями были французские мастера Ж. Мишель, Фоле, Фодрэ, Токонэ. До наших дней дошли восемь деревянных рельефов, изображающих в аллегорической форме времена года, месяцы, атрибуты науки, искусства и военного дела, прославляющих петровские преобразования.
Nikolay_PinoNikolay_PinoNikolay_Pino

Окунувшись с головой в бурную российскую жизнь, Пино принимает активное участие во многих проектах Петра I. Вместе с Б.К. Растрелли, К. Оснером и Н. Микетти он работает над украшением триумфального столпа, который должен был увековечить славные деяния России. Модель столпа сделал в 1723 году в токарной мастерской Петра I механик и изобретатель А.К. Нартов. От триумфального столпа (не был воплощен) сохранились медные и бронзовые рельефы, запечатлевшие события Северной войны, изготовленные Нартовым. Пино приписываются три медальона с изображением битв при Нотебурге, Нарве и Калише.

В содружестве с архитектором Микетти он создает проект башни-маяка для Кронштадта в виде триумфальных ворот, обильно украшенных скульптурой (не были осуществлены).С Оснером и Ф. Вассу Пино также участвовал в скульптурном оформлении Петровских ворот Петропавловской крепости.

В 1716 году он работал вначале с Оснером, а затем с архитектором Леблоном над декоративным убранством парадного зала дворца Монплезир в Петергофе, в котором находятся восемь замечательных мужских и женских полуфигур, выполненных неизвестными мастерами и играющих особую роль в украшении зала. Безупречные по лепке и тончайшей проработке деталей четыре пары атлантов и кариатид, олицетворяющих времена года, органично вырастают из монументальных, со сложной лепниной кронштейнов и держат на плечах свод потолка, перекликаясь с сюжетной основой живописного решения зала. Именно здесь можно найти все то новое, что отражало особенности формирующихся духовных и культурных ценностей Петровской эпохи.

После смерти Петра I Пино участвовал в убранстве траурного зала в Зимнем дворце, где находился гроб покойного императора. С 1725 года по договору мастер занимался обучением молодых русских резчиков. Известно, что в 1726 году он делал модели уток и собачки-фаворитки для одного из петергофских фонтанов. Имея репутацию виртуозного резчика, Пино также был прекрасным рисовальщиком, создав ряд замечательных рисунков, которые, по свидетельству Врангеля, до революции находились в Музее барона Штиглица.
Nikolay_PinoNikolay_PinoNikolay_Pino

Вернувшись в Париж в 1730-1740-х годах, Пино стал модным декоратором и много работал по заказам королевского двора и знати, создав целую школу своих последователей.

Дополнительные материалы:
Галерея "Шедевры". Николай Пино.

Копии скульптур из мрамора можно заказать в нашей компании – Stone2art Group.

Все по-настоящему ценное - ценно во все времена! (с) Stone2art Group