Рельеф – скульптурная техника, в которой фигуры поднимаются над плоскостью фона. Существуют разные виды рельефа в зависимости от величины выступающих частей. Изготовление рельефа из мрамора весьма трудоемкая работа, связанная с удалением материала заднего фона. С другой стороны, рельеф из мрамора менее хрупок и более надежно закрепляется по сравнению с круглой скульптурой.
Виды рельефа
В рельефе различают два основных вида по степени его выпуклости — плоский (или низкий), или барельеф, и высокий, или горельеф. Разумеется, эти два вида допускают всевозможные вариации. Понятия «высокий» — «плоский» надо понимать относительно: разница между ними определяется отношением между выпуклостью рельефа и протяженностью, занимаемой им плоскости.
Египетский рельеф
Как возник рельеф? Наиболее распространенная теория выводит его из рисунка, из контурной линии, врезанной в поверхность стены. Такой вывод напрашивается при изучении памятников Древнего Египта. Действительно, древнейшие изображения иероглифов технически подобны контурному рисунку, гравированному на поверхности стены.
Греческий рельеф
В Египте происхождение рельефа тесно связано с письменами, с линией; на всем пути своего развития египетский рельеф остается плоским, графическим барельефом. Напротив, греческий рельеф почти с самого начала стремится к пластическому, высокому горельефу.
Классический рельеф
Классический рельеф занимает в известной мере промежуточное положение между скульптурой и живописью. По материалам и технике, по значению для него осязательного восприятия рельеф принадлежит скульптуре.
«Живописный» рельеф
Сущность «живописного» рельефа заключается в отрицании плоскости фона, ее уничтожении, или в иллюзии глубокого пространства, или в слиянии фигур с фоном в оптическое целое. Поэтому «живописный» рельеф менее, чем классический, годится для украшения стены.
«Обратный» рельеф
Наряду с нормальными, традиционными типами рельефа изредка встречается своеобразный третий тип, который можно было бы назвать несколько парадоксально — «обратным» типом рельефа. Наибольшее распространение он получил в китайской скульптуре и особенно в древнехристианском искусстве.