Материалы и статьи

Сдав свои позиции во второй половине XIX - начале XX века, монументальная скульптура неожиданно активно проявляет себя в связи с декретом В.И. Ленина в 1918 году О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции, получая поддержку со стороны советской власти.

В результате ленинского плана монументальной пропаганды появляется большое количество памятников и мемориальных досок, исполненных в самых различных стилях и направлениях. В архитектурных и скульптурных формах русского классицизма первой половины XIX века был решен Андреевым обелиск Советской конституции в Москве. Также из арсенала классического искусства заимствована аллегорическая крылатая фигура в рельефной памятной доске Коненкова, посвященной первой годовщине Октябрьской революции. В реалистическом плане, с долей обобщенности и условности, были созданы памятники, считавшиеся в то время одними из лучших: Карлу Марксу - Матвеева в Петрограде (не сохранился), А.И. Герцену и Н.П. Огареву - Андреева, К.А. Тимирязеву и Ф.М. Достоевскому – С.Д Меркурова (все - в Москве).

В памятнике М.А. Бакунину Б.Д. Королева и в монументальной Башне Октября И.М. Майкова отразились увлечения молодых скульпторов конструктивизмом и кубофутуризмом, с характерными сдвигами форм и геометризацией объемов.

Эти модные направления особенно проявились в станковой живописи и скульптуре. «Футуристы внесли динамику в реальную форму, кубисты придали новый характер ее конструкции, конструктивисты дали скульптуре видимость сооружения»

Вместе с тем холодное, расчетливое и часто надуманное построение композиции придавало ей декоративный характер (Чайков - Швея), но чаще всего вносило в скульптурный образ элемент агрессии (Чайков - Мостостроитель, Идущий - Королев - М. Бакунин). Все это не вызывало положительного эмоционального отклика у зрителей, оставляя их в лучшем случае равнодушными, в худшем вызывая возмущение и протест.

Другую линию в советской станковой скульптуре представляли мастера-реалисты, продолжавшие традиции дореволюционной пластики.

С переходом к мирной жизни в 1920-1930-х годах особенно успешно развивалось творчество Андреева, И.Д Шадра, Меркурова, В.И. Мухиной, М.Г. Манизера, С.Д. Лебедевой. Именно реалистическое искусство будет взято на вооружение советским правительством для увековечивания образов государственных и военных деятелей страны, отражения героического прошлого и подвигов советского народа в Великой Отечественной войне, трудовых достижений советских людей. Ярким примером этому служат работы Андреева "В.И. Ленин – вождь", Шадра "Булыжник - оружие пролетариата", Мухиной "Рабочий и колхозница", Меркурова "Монумент И.В. Сталина" на канале имени Москвы, Е.В. Вучетича - "Воин-освободитель" и "Воинам, павшим в боях с фашизмом в Берлине".

Активно развивается в это время портретный жанр, в котором проявилось особое дарование знатоков человеческой души: Коненкова (Ф.М. Достоевский), Мухиной (Доктор А.А. Замков), Лебедевой (В.Л. Чкалов, А.Т. Твардовский), А.П. Кибальникова (В.В. Маяковский).