
Заполненные сине-зеленым, цветом вечной жизни, эти иероглифы покрывают собой пространство погребальной камеры пирамиды, расположенной в некрополе Саккары, южнее ступенчатой пирамиды Нечерихета Джосера. Пирамида была сооружена по приказу царя Унаса, последнего правителя V династии. Он был первым царем, стены погребальной камеры и вестибюля пирамиды которого были покрыты надписями, выполненными в белом известняке стен в технике врезанного рельефа. Причем выполненными с большим искусством. Египтяне называли свое письмо «божественными словами» и приписывали его изобретение богу Тоту, «господину знания», часто изображавшемуся с головой ибиса. Греки первыми назвали египетские письменные знаки иероглифами, что переводится как «священное письмо» (от греч. «hieros» - священный, «glyphein» - письмо).
Ти был высокопоставленным вельможей, управляющим двумя пирамидными комплексами и несколькими солнечными храмами. Царь не платил за работу вознаграждения, но теоретически он был владельцем всей земли Египта, а поэтому даровал Ти много земель, сделав его крупным землевладельцем. Вельможа хотел сохранить радость от обладания своими угодьями и своими стадами и в загробной жизни. На стенах гробницы Ти изображено, как он вместе с женой наблюдает за сбором урожая, как он стоит в лодке, охотясь на гиппопотама, как он охотится на птиц в густых зарослях папируса. Вновь и вновь пастухи и погонщики проводят перед ним большие стада овец, быков и ослов.
Эта скульптурная группа, изображающая семейную чету, выполнена из единого куска дерева. Мужчина, стоящий перед своей супругой, был высокопоставленным вельможей, в знак чего он держит в правой руке свиток папируса. Скорее всего, он был писцом. Посох, символ должности, который он держал в левой руке, утерян. На нем простая льняная набедренная повязка. На женщине надето облегающее длинное платье, подчеркивающее форму ее тела. Цвет, к сожалению, установить уже невозможно. Парики средней длины, которые надеты на супругах, были в моде при V династии. Их широкие рты и тщательно выполненные веки глаз также типичны для стиля искусства этого времени.
Писец изображен сидящим на земле скрестив ноги. На его коленях - развернутый свиток папируса; оставшуюся часть свитка он держит в левой руке. В правой руке когда-то был тростниковый калам. Свитки папируса обычно имели длину от 1,5 до 2 м и около 20 см в ширину. Их изготавливали из очищенной сердцевины стебля папируса определенной толщины, нарезанной на полоски, которые потом, сложив в определенном порядке, помещали под пресс. Чаще всего египтяне выписывали знаки колонками, справа налево.
Сохранилось множество статуй этого типа; тела писцов переданы более-менее сходно, головы же портретны, индивидуальны и часто очень выразительны. У этого писца внимательный взгляд. Сжатые губы передают готовность записать услышанное.
На панели из кедра изображен мужчина с волевым профилем, в завитом парике, в длинном облегающем одеянии, с небольшим мешком за спиной и палеткой для письма спереди. За его спиной находится и футляр с каламами - тростниковыми палочками для письма, а в мешке - красный и черный пигменты для письма или же вода для приготовления краски в круглых углублениях палетки. Таковы были типичные инструменты египетского писца. Они сразу же позволяют идентифицировать представителей этого значимого служилого сословия.
Карьера любого чиновника начиналась с обучения письму, так как без записей и подсчетов сложный египетский административный аппарат не был бы способен функционировать. Его титулы - «правитель Буто», «жрец Хора» и «главный зубной врач» выписаны над его изображением.
Ещё статьи...
- 1
- 2