Материалы и статьи

Итальянская скульптура ХVII–ХVIII веков в России

В 1918 году было образовано Отделение новой скульптуры во главе с увлеченной своим делом и энергичной Ж. А. Мацулевич (1890–1973). Именно она провела систематизацию скульптуры в Эрмитаже, Зимнем дворце и других императорских и великокняжеских дворцах, а также выделила скульптуру нового времени среди антиков и произведений прикладного искусства.

Подробнее...

После смерти в 1855 году Николая I пополнение скульптурной коллекции Эрмитажа становится еще более случайным. Только в 1886 году с приобретением Голицынского музея в Москве были получены «Вакх», долго считавшийся работой Франческо Дюкенуа, замечательная бронзовая группа Джованни Баттиста Фоджини «Давид над телом Голиафа», а также статуэтка работы итальянского мастера ХVII века «Тибр».

Подробнее...

Николай I сыграл несравнимо более важную роль в истории Эрмитажа, чем его старший брат. Достаточно напомнить, что на его долю выпало восстановление Зимнего дворца после пожара 1837 года и строительство Нового Эрмитажа, ставшего первым открытым для публики императорским музеем (февраль 1852).

Подробнее...

Вклад Александра I в пополнение Эрмитажа не был очень значительным. Главной его заслугой следует признать приобретение коллекции, принадлежавшей супруге Наполеона Жозефине Богарне. Собрание Жозефины, образовавшееся во многом благодаря трофеям французских завоевателей, было куплено Александром I сразу же после внезапной кончины бывшей императрицы в 1815 году.

Подробнее...

К следующему поколению собирателей принадлежал князь Николай Борисович Юсупов (1751–1831) — пожалуй, наиболее крупный частный коллекционер в России в конце ХVIII — начале ХIХ века. Его собрание почти в полном составе дошло до наших дней, хотя и разделенным на три большие части (Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, Музей-усадьба «Архангельское»).

Подробнее...