
В 1760-х годах в изобразительном искусстве начинает, в противоположность барочным тенденциям, зарождаться новое стилевое направление - классицизм.
Теоретик классицизма И.И. Винкельман в статье «О подражании древним» утверждал, что изучение античной скульптуры открывает художникам более верный и более легкий путь к познанию совершенной красоты, нежели непосредственное изучение природы. Яркий представитель французского Просвещения Дени Дидро также писал «о простоте античного героизма».
Просветительский классицизм, ставший во Франции стилем революционной буржуазии, нашел свое блестящее выражение в России, где буржуазия еще только зарождалась.
В России переход от декоративного стиля барокко к классицизму имел более радикальный характер, чем на Западе. Огромную роль в русской архитектуре играл городской ансамбль, достигший на рубеже XVIII-XIX веков небывалого развития. Свое начало он получил еще в строительстве Петербурга при Петре I, и только во второй половине XVIII века, вместе с проникновением демократических идей в дворянскую культуру, дворцовый ансамбль уступил место городскому, отражая новую идею «отечества всех сословий».
Это хорошо видно в грандиозном проекте Кремлевского дворца В.И. Баженова, задуманного им как дворец-акрополь, объединенный с народным форумом.
На рубеже XVIII-XIX веков, когда русский классицизм вступил в свою зрелую стадию, приходит новое понимание синтеза искусства, в особенности архитектуры и скульптуры.

Важной областью скульптуры второй половины XVIII века был портретный бюст, блестяще представленный Ф.И. Шубиным, но именно этот жанр был наименее затронут идеями просветительского классицизма, и в нем в большей степени проявились барочно-рокайльные тенденции. Новый тип портретного изображения, отмеченного чертами монументальности, можно увидеть в мраморном бюсте графа Н.И. Панина (1780) работы Мартоса.
При постановке скульптурных памятников в городах авторы, учитывая движение зрителей на площадях и улицах, располагали монументы в городской среде с учетом их наиболее выгодного обзора. Огромную роль при этом играл силуэт скульптуры, который должен был легко читаться в окружающем пространстве. Именно в памятниках решалась основная задача классицизма - героизация образа, требующая обобщения и монументальности, что было вполне естественно для этого вида искусства.
Удачным примером прочной и неотделимой связи с городом является памятник Петру I (1782) скульптора Э.М. Фальконе на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, имеющий огромную силу воздействия на зрителей. Автор показывает Петра I законодателем и преобразователем России.

Жилле проявил себя не только на педагогическом поприще. Мастер позднего, уходящего барокко, он за 20 лет пребывания в России создал галерею портретов, ряд статуй и работ декоративно-прикладного плана.
- 1
- 2