АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА первоначально сложилась на основе культуры этрусков (народа, обитавшего в Италии с начала I тысячелетия до н.э.). Являясь наследником древнегреческой архитектуры, республиканский и императорский Рим внес много нового в ордерную систему, в «регулярную» планировку городов, переработал тип греческого жилого дома. Общественные потребности громадного рабовладельческого государства и его огромной столицы, гораздо более сложные по сравнению с Древней Грецией, а также концентрация колоссальных средств в руках государства и знати, вызвали к жизни новые типы сооружений, применение новых конструкций и новых материалов.
Появление «РИМСКОГО БЕТОНА», широкое освоение и усовершенствование арочных и сводчатых конструкций и куполов, позволяющих создать перекрытия больших пролётов, открыли римскому архитектору такие композиционные возможности, каких не знали его предшественники.
Высокий уровень инженерно-технического мастерства римских строителей проявился в сложных сооружениях самых различных типов: наземных АКВЕДУКАХ, громадных цирках (КОЛИЗЕЙ на 50 тыс. зрителей), театрах, ТЕРМАХ (общественные бани на тысячи человек), БАЗИЛИКАХ, многочисленных ТРИУМФАЛЬНЫХ АРКАХ, обширных императорских дворцах и многом другом. Выдающимися образцами архитектурного ансамбля были ФОРУМЫ – комплексы правительственных, культовых и общественных зданий в центре города. Особое внимание уделялось планировке и отделке внутренних помещений.
Идея военно-государственной мощи Рима нашла свое выражение в массивном, помпезном характере монументальных сооружений империи, в широком применении громадных ордерных колонн, в преувеличенно крупных масштабах отдельных построек и их деталей. В области жилищной архитектуры наряду с роскошными виллами и дворцами в Риме соседствовали целые районы городских трущоб, застроенных ИНСУЛАМИ (многоэтажный и многоквартирный дом) – прибежищем городской бедноты.
Достигнув в лучших своих произведениях большой выразительности и технического совершенства, римская архитектура часто прибегала к ложному пафосу и поверхностным, чисто внешним эффектам. Черты эклектизма и другие признаки упадка римской архитектуры начали проявляться задолго до падения Римской империи, означавшего конец рабовладельческого строя, на смену которому пришла новая общественная формация – феодализм.