С живой природой человек встречается в труде. И каждая такая встреча тоже проходит под надзором внимательных богов. Первая такая встреча — охота: в старину она была делом жизни и смерти, средством спасения от опасных хищников. Потом, когда опасные хищники перевелись, стала утомительным, но приятным развлечением — с сетями, с собаками, с дротиками. Об охоте заботится молодая богиня — красавица Артемида: со свитою нимф она носится по чащам, помогает наносить удары по опасным зверям и уберегает от ударов тех, кто мал и слаб.
Она девственна и стыдлива, как неприкосновенная природа: охотника, нечаянно увидевшего ее нагой во время купания, она, говорят, превратила в оленя и отдала на растерзание его собственным псам. Кто пасет скот — коров или овец, — за теми присматривают два молодых бога: Гермес и Аполлон. Гермес будто бы сам когда-то привел к людям первое стадо: его иногда изображают молодым, но бородатым пастухом с ягненком на плечах. Аполлон же будто бы сам за какую-то вину служил пастухом у одного смертного царя, как человек, и знает, каково это — пасти стада: его иногда изображают в пастушеской шапке и с посохом, всегда длинноволосым и всегда безбородым.
Дикую землю зовут именем старой богини Геи, а землю вспаханную — именем младшей богини Деметры. Кто пашет землю, тот не забудет на каждом повороте плуга помолиться этой Матери-Земле Деметре. А какие в честь нее устраиваются благодарные праздники в городах! Кто растит виноградники, тот знает, что его работа — под попечением бога Диониса: этот бог несет в себе все живые силы природы, его можно видеть и в лугах, и в лесах, но виноград все-таки ему всего ближе. А самое дорогое для греков плодовое дерево — олива (их растят каждую в отдельной загородочке), оно под покровительством Афины-работницы, это ее дар людям.
Афина-работница учила женщин женским ремеслам. А все мужские ремесла были под присмотром огненного бога Гефеста. Его даже никогда не представляли в виде вольного огня — только в виде кузнеца. Он некрасивый и хромой: это потому, что кузнечное дело — сидячее и немного колдовское; он сидит в своей дальней подземной кузнице под каким-нибудь вулканическим островом, вокруг него — искусственные слуги, которых он сам себе и сковал, а может быть, вокруг него даже собираются под тайными именами темные рабочие боги — кабиры. Жертвы Гефесту редко приносили всем народом, чаще — товариществами мастеров, но делали это истово.
Еще одна мужская забота — торговля. Торговля — это обмен, а где обмен, там и обман. Обманщики тоже не остались без покровителя — это тот же молодой Гермес, только безбородый, в крылатом колпаке и в сандалиях с крылышками — знак быстроты и проворства. А бородатому Гермесу стоят статуи на перекрестках, где расходятся дороги и нужно выбирать. Потом, когда о богах стали рассказывать отдельные истории, на долю хитрого Гермеса среди них достались самые забавные, например, о том, как он украл коров у самого Аполлона.