Преодолевая скульптурно-академические каноны, живописец М.А. Врубель стал одним из первых применять цвет в своих майоликовых и гипсовых работах, прибегая к необычным сюжетам и композициям (“Головальвицы”, “Демон”, “Египтянка с цветами на голове”, “Роберт и монахини”).
Большим вниманием среди специалистов и почитателей искусства было отмечено творчество выдающегося мастера-импрессиониста Трубецкого. Он значительно обогатил пластические возможности жанровой и портретной скульптуры, добиваясь особой текучести формы, живописности ее фактуры, но уже не при помощи цвета, как у Врубеля, а за счет особой манеры лепки с использованием светотени (“Московский извозчик”, “И.И. Левитан”, “М.К. Тенишева”, “Л.Н. Толстой на лошади”, “Девочка с собакой”).
Импрессионистическими приемами в скульптуре, кроме Трубецкого, также пользовались Коненков (Паганини), Андреев (Портрет П.Д. Боборыкина, Памятник Н.В. Гоголю), Голубкина (Изергиль, Портрет Карла Маркса).