Классицизм в русской скульптуре

В петербургских памятниках Петру I – Э.М. Фальконе и А.В. Суворову Козловского присутствуют уверенная непринужденная постановка фигур, ясность и цельность силуэта, красота пропорций, выразительность и завершенность форм. Под влиянием патриотического подъема и широкого воодушевления народных масс в эпоху Отечественной войны 1812 года Щедрин, Мартос, В.И. Демут-Малиновский и С.С. Пименов разрабатывали в своем творчестве темы мужества, патриотизма и народной героики (памятники Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, Ивану Сусанину – Мартоса, Колесница Победы на аттике арки Главного штаба – Демут-Малиновского и Пименова).

Большой вклад представители классицизма внесли в монументально-декоративную пластику, работая в содружестве с ведущими архитекторами своего времени, такими как А. Ринальди, Ч. Камерон, А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин и К.И. Росси. Примером синтеза скульптуры и архитектуры являются работы И.И. Теребенева и Щедрина на здании Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. В аллегорической и символической форме они олицетворяют общественные и патриотические доблести России, утверждая идею прекрасного и разумного мира.

В эпоху классицизма получают распространение надгробная и медальерная пластика, в которой также работали самые известные мастера. Строгостью и лаконичностью форм, сдержанным спокойствием и величавой простотой образов, напоминающих лучшие античные памятники, отмечены надгробия с мраморными фигурами и рельефами скульпторов Мартоса, Гордеева, Щедрина, Демут-Малиновского. Большой авторитет и заслуженное признание принесли графу Ф.П. Толстому медальоны с аллегорическими сценами в память Отечественной войны 1812 года.

Уже к 1820-м годам в классицизме стали проявляться внутренние противоречия, которые особенно усилились к 1830-м годам, а позднее приведут к заметному снижению роли монументально-декоративной и монументальной скульптуры. Впервые в памятниках М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли перед Казанским собором в Петербурге (1829-1837) Б.И. Орловский передает точные портретные черты и индивидуальные особенности полководцев, что было нехарактерно для уходящего стиля.

Значительную роль в формировании реализма в русской скульптуре 1830-1850-х годов сыграло творчество П.К. Клодта, автора знаменитых Укротителей коней на Аничковом мосту в Петербурге. В памятнике И.А. Крылову в Летнем саду он применяет новаторский замысел в решении образа баснописца, создав реалистически-правдивое изображение народного поэта, показанного в естественной и непринужденной позе. Вместе с тем жизненно трактованная фигура Крылова входит в диссонанс с горельефным постаментом, решенным в стиле второго рококо, перенасыщенным изображениями персонажей его басен.

Свежие комментарии

Нет комментариев для просмотра.
Категории
Select the fields to be shown. Others will be hidden. Drag and drop to rearrange the order.
  • Image
  • SKU
  • Rating
  • Price
  • Stock
  • Availability
  • Add to cart
  • Description
  • Content
  • Weight
  • Dimensions
  • Additional information
Click outside to hide the comparison bar
Compare
Что вы ищете?
Пожалуйста, введите слово, которое вы хотите найти, и нажмите «Enter».