Большой вклад представители классицизма внесли в монументально-декоративную пластику, работая в содружестве с ведущими архитекторами своего времени, такими как А. Ринальди, Ч. Камерон, А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин и К.И. Росси. Примером синтеза скульптуры и архитектуры являются работы И.И. Теребенева и Щедрина на здании Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. В аллегорической и символической форме они олицетворяют общественные и патриотические доблести России, утверждая идею прекрасного и разумного мира.
В эпоху классицизма получают распространение надгробная и медальерная пластика, в которой также работали самые известные мастера. Строгостью и лаконичностью форм, сдержанным спокойствием и величавой простотой образов, напоминающих лучшие античные памятники, отмечены надгробия с мраморными фигурами и рельефами скульпторов Мартоса, Гордеева, Щедрина, Демут-Малиновского. Большой авторитет и заслуженное признание принесли графу Ф.П. Толстому медальоны с аллегорическими сценами в память Отечественной войны 1812 года.
Уже к 1820-м годам в классицизме стали проявляться внутренние противоречия, которые особенно усилились к 1830-м годам, а позднее приведут к заметному снижению роли монументально-декоративной и монументальной скульптуры. Впервые в памятниках М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли перед Казанским собором в Петербурге (1829-1837) Б.И. Орловский передает точные портретные черты и индивидуальные особенности полководцев, что было нехарактерно для уходящего стиля.