Советская станковая скульптура

Сдав свои позиции во второй половине XIX – начале XX века, монументальная скульптура неожиданно активно проявляет себя в связи с декретом В.И. Ленина в 1918 году О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции, получая поддержку со стороны советской власти.

В результате ленинского плана монументальной пропаганды появляется большое количество памятников и мемориальных досок, исполненных в самых различных стилях и направлениях. В архитектурных и скульптурных формах русского классицизма первой половины XIX века был решен Андреевым обелиск Советской конституции в Москве. Также из арсенала классического искусства заимствована аллегорическая крылатая фигура в рельефной памятной доске Коненкова, посвященной первой годовщине Октябрьской революции. В реалистическом плане, с долей обобщенности и условности, были созданы памятники, считавшиеся в то время одними из лучших: Карлу Марксу – Матвеева в Петрограде (не сохранился), А.И. Герцену и Н.П. Огареву – Андреева, К.А. Тимирязеву и Ф.М. Достоевскому – С.Д Меркурова (все – в Москве).

В памятнике М.А. Бакунину Б.Д. Королева и в монументальной Башне Октября И.М. Майкова отразились увлечения молодых скульпторов конструктивизмом и кубофутуризмом, с характерными сдвигами форм и геометризацией объемов.

Эти модные направления особенно проявились в станковой живописи и скульптуре. «Футуристы внесли динамику в реальную форму, кубисты придали новый характер ее конструкции, конструктивисты дали скульптуре видимость сооружения»

Вместе с тем холодное, расчетливое и часто надуманное построение композиции придавало ей декоративный характер (Чайков – Швея), но чаще всего вносило в скульптурный образ элемент агрессии (Чайков – Мостостроитель, Идущий – Королев – М. Бакунин). Все это не вызывало положительного эмоционального отклика у зрителей, оставляя их в лучшем случае равнодушными, в худшем вызывая возмущение и протест.

Другую линию в советской станковой скульптуре представляли мастера-реалисты, продолжавшие традиции дореволюционной пластики.

С переходом к мирной жизни в 1920-1930-х годах особенно успешно развивалось творчество Андреева, И.Д Шадра, Меркурова, В.И. Мухиной, М.Г. Манизера, С.Д. Лебедевой. Именно реалистическое искусство будет взято на вооружение советским правительством для увековечивания образов государственных и военных деятелей страны, отражения героического прошлого и подвигов советского народа в Великой Отечественной войне, трудовых достижений советских людей. Ярким примером этому служат работы Андреева “В.И. Ленин – вождь”, Шадра “Булыжник – оружие пролетариата”, Мухиной “Рабочий и колхозница”, Меркурова “Монумент И.В. Сталина” на канале имени Москвы, Е.В. Вучетича – “Воин-освободитель” и “Воинам, павшим в боях с фашизмом в Берлине”.

Активно развивается в это время портретный жанр, в котором проявилось особое дарование знатоков человеческой души: Коненкова (Ф.М. Достоевский), Мухиной (Доктор А.А. Замков), Лебедевой (В.Л. Чкалов, А.Т. Твардовский), А.П. Кибальникова (В.В. Маяковский).

Свежие комментарии

Нет комментариев для просмотра.
Категории
Select the fields to be shown. Others will be hidden. Drag and drop to rearrange the order.
  • Image
  • SKU
  • Rating
  • Price
  • Stock
  • Availability
  • Add to cart
  • Description
  • Content
  • Weight
  • Dimensions
  • Additional information
Click outside to hide the comparison bar
Compare
Что вы ищете?
Пожалуйста, введите слово, которое вы хотите найти, и нажмите «Enter».