Станковая русская скульптура

Конец 1830-х – 1840-е годы стали временем перелома и поиска новых путей в русской скульптуре. Монументально-декоративные и монументаль­ные формы, играющие большую роль в искусстве классицизма, постепенно уступают место станковым. Начинает более активно развиваться демократическая линия скульптуры, ориентированная на социальные запросы времени и отражение жизни народа.Важное значение для становления жанрово-бытовой тематики в скульптуре имели работы Н.С. Пименова “Парень, играющий в бабки” и А.В. Логановского “Парень, играющий в свайку”, привлекшие к себе всеобщее внимание новизной содержания и непосредственной передачей образов.

Этот период отмечен дальнейшим утверждением народных тем и сюжетов, о чем свидетельствовала выставка в Академии художеств в 1839 году, на которой были экспонированы статуи “Мальчик-рыбачок” П.А. Ставассера и “Игра в городки” А.А. Иванова.

Ощутимую лепту в развитие станковой реалистической скульптуры внес своей деятельностью Н.А. Рамазанов, являясь организатором и руководителем скульптурного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, из стен которого вышли известные жанристы С.И. Иванов и М.А. Чижов.

Скульптура вслед за литературой, театром и живописью значительно раздвигает рамки охвата жизненных явлений повседневной действительности, круга интересующих ее людей, принадлежащих к различным слоям общества.

Большие достижения в области бытового, анималистического и портретного жанров в скульптуре второй половины XIX века были сделаны мастерами молодого поколения: С.И. Ивановым, Ф.Ф. Каменским, Чижовым, Е.А. Лансере, Л.В. Позеном, М.М. Антокольским, И.Я. Гинцбургом. Осваивая различные материалы и разнообразные творческие приемы, они стремились к более острому выявлению характеров и усилению психологической трактовки образов.

В произведении С.И. Иванова “Мальчик в бане” уже виден отход от идеализации форм и пропорций че­ловеческого тела, свойственных скульптуре первой половины XIX века, и отчетливее проявляется на­циональный характер образа. Большой непосредственностью в передаче поз и движений, а главное – внутреннего состояния человека, отличаются замечательные работы Чижова “Крестьянин в беде” и “Резвушка”.

Представителем реалистического направления в отечественной пластике был Лансере, предпочитавший работать в малых формах, создав большое количество оригинальных многофигурных произведений так называемой кабинетной скульптуры. Мастер бытового жанра, он, так же как и Клодт, тяготел к анималистической тематике, органично соединяя в своих, часто сложных, композициях человека и животного.

Избегая клодтовской обобщенности и идеализации форм, Лансере стремился к максимальной до­стоверности, к тщательному воссозданию бытовых деталей и обстановки места действия персонажей при тончайшей, филигранной проработке фактуры (“Киргизский косяк на отдыхе”, “Запорожец после битвы”, “Табун кабардинских лошадей”).

Свежие комментарии

Нет комментариев для просмотра.
Категории
Select the fields to be shown. Others will be hidden. Drag and drop to rearrange the order.
  • Image
  • SKU
  • Rating
  • Price
  • Stock
  • Availability
  • Add to cart
  • Description
  • Content
  • Weight
  • Dimensions
  • Additional information
Click outside to hide the comparison bar
Compare
Что вы ищете?
Пожалуйста, введите слово, которое вы хотите найти, и нажмите «Enter».