К гранитам относятся полнокристаллические глубинные магматические породы, богатые кремнеземом. Они являются самыми распространенными в земной коре и наибоее часто употребляются в качестве строительного, декоративно-облицовочного и скульптурного камня, крепкого и долговечного. По составу гранит — это полиминеральная порода, в сложении которой участвуют полевые шпаты (около 60%), кварц (30%) и темноцветные минералы — биотит и роговая обманка (оба вместе или каждый по отдельности, 10%).
По величине минеральных зерен граниты подразделяются на крупно-, средне-, мелко- и тонкозернистые. Две последних разновидности наиболее крепки и долговечны, хотя считается, что лучшими декоративными качествами обладают крупнозернистые граниты. У первых предел прочности на сжатие равен примерно 250 МПа, тогда как у крупнозернистых он понижается до 120. Кроме того, крупнозернистые граниты более подвержены выветриванию, в последних стадиях которого они полностью распадаются на песок и глины. Цвет гранитов обычно серый, от светлого до темно-серого, и может изменяться от количества содержащихся в них темноцветных минералов.
К признакам хорошего качества гранита как скульптурного, строительного и декоративно-облицовочного материала относится свежий (невыветрелый) облик полевого шпата, высокое содержание в породе кварца и низкое — слюды. Кварц увеличивает прочность камня, а слюда, наоборот, понижает. Такой гранит плохо обрабатывается, сильно снижает свои физико-механические свойства и почти совсем не принимает полировку. Вследствие этого совершенно не годится для облицовки. Граниты же высокого качества принимают зеркальную полировку и не теряют ее десятки лет.
Прочность, равномерность структуры, однородность строения и окраски, а также разнообразие цветовых оттенков — все это делает гранит вполне пригодным материалом для поделок камнереза, причем дешевым и весьма доступным. В этом отношении наиболее интересны такие разновидности гранита, как рапакиви и особенно пегматит.
Красота камня определяется формой, размерами и густотой расположения «письменных» знаков, а также степенью окраски дымчатого кварца и фона, на котором расположены «буквы». Окраска «страницы» может быть белой, розовой или зеленовато-голубой. Чем контрастнее, четче «текст», тем лучше. При резке письменного гранита плоскость распиливания следует располагать обязательно перпендикулярно к удлинению кварцевых вростков. Это относительно нетрудно сделать, так как они хорошо видны на поверхности раскола. При косом резе рисунок «письма» изменяется в худшую сторону, а при параллельном направлению прорастаний — вообще исчезает. При изготовлении поделок из письменного гранита нельзя забывать, что в тонких пластинках камень легко колется по плоскостям спайности. Из- за различия в твердости полевого шпата и кварца наилучшие результаты при окончательной обработке — шлифовальной доводке и полировке — дает применение алмазного абразива. Он препятствует появлению рельефной, «шагреневой» поверхности. При отсутствии такого абразива перед полировкой необходимо как можно тщательнее произвести тонкое заключительное шлифование. И успех наверняка будет обеспечен.