Мрамор и его разновидности. Это тот же самый известняк, но подвергшийся метаморфизму, в результате которого он приобрел кристаллическое зернистое строение. В зависимости от степени такой переработки выделяют мраморизованные, мраморовидные или кристаллические известняки. Главное отличие мрамора от известняка помимо его кристаллического строения в том, что мрамор не содержит окаменелых организмов.
Если же метаморфизму подверглись доломитизированные известняки, то содержание в мраморе доломита может достигать значительной величины. По количеству в породе этих двух минералов, кальцита и доломита, различают кальцитовый мрамор, доломитовый или смешанного состава. Присутствие в мраморе доломита повышает его твердость до 4.
В зависимости от величины слагающих породу зерен выделяют крупно-, средне-, мелко- и тонкокристаллические разновидности. Все они, даже наиболее крепкие и твердые доломитовые, хорошо обрабатываются стальным и алмазным инструментом. До широкого внедрения в камнеобрабатывающей промышленности алмазных отрезных кругов большого диаметра и ленточных штрипсовых пил мрамор разрезали на крупные блоки и большие плиты стальными канатами и гладкими пилами из полос железа. В распил периодически вводили смешанный с водою кварцевый песок. Этот дешевый и доступный абразив с успехом применяется и для шлифовки мрамора. Кроме того, порода легко и быстро принимает полировку высокого качества. Последнее свойство камня особенно ценно, так как только на полированной поверхности раскрывается в полной красоте богатство природной живописи рисунчатых цветных мраморов.
По рисунку и разнообразию окраски мрамор может соперничать с яшмой, самым разноцветным камнем земли. В отличие от яшмы мрамор обладает более тонкими и нежными оттенками и отличается плавными, как бы размазанными и растушеванными переходами одного тона в другой. Нередко встречаются разновидности с очень резким, контрастным рисунком. Например, темно-серые или черные мраморы с извивами многочисленных плавных или ломаных белоснежных прожилок.
Вообще же цвет мрамора может быть самым разнообразным, кроме разве что ярко-зеленого и густо-синего. Такие мраморы хотя и встречаются, но довольно редки. Для художественных изделий, особенно скульптурных произведений, наиболее ценятся мелко- или тонкозернистый мрамор, белый или с желтоватым оттенком. Однородность окраски, равномерность структуры, способность просвечивать на определенную глубину (в отдельных случаях до 4 см), замечательное «умение» камня «держать», не раскалываясь, тончайшую резьбу сделали мрамор с античных времен незаменимым материалом для скульптора и зодчего. Как полагают, наличие месторождений превосходных молочно-белых, белых с желтоватым оттенком и сахаровидных мраморов на острове Парос в Эгейском море и в окрестностях Каррары сыграли не последнюю роль в небывалом расцвете искусства ваяния у древних греков и римлян. До наших дней донес мрамор навечно запечатленные в камне великие творения гениальных мастеров прошлого. С античных времен берет начало старинная традиция ставить на могилах белые мраморные памятники.
В Греции наиболее богата мрамором провинция Аттика. Нижние пласты аттического мрамора белые, верхние — серого и синевато-серого цвета.
Классическим белым мрамором был и остается каррарский. Этот мрамор так славился, что в Карраре во времена Наполеона I была основана Академия скульптуры. Кроме того, в Карраре расположены многочисленные мастерские, принадлежащие скульпторам разных стран. Из каррарского мрамора Микеланджело создал ряд скульптур: «Давид» во Флоренции, группу «Пьета» и фигуры в Соборе св. Петра в Риме и другие. Этот мрамор использовали для своих работ Шубин, Антокольский, Роден, Канова, Торвальдсен и другие русские и итальянские скульпторы.