Монументально-декоративная скульптура социализма
В послевоенные годы с большой пышностью и помпезностью решались проблемы синтеза скульптуры и архитектуры. Заметную роль в области монументально-декоративной пластики сыграл Г.И. Мотовилов, который с группой своих учеников приложил много усилий для украшения круглой скульптурой и рельефами станций Московского метрополитена, главного павильона и других построек ВСХВ (Всесоюзной сельскохозяйственной выставки), зданий МГУ в Москве и шлюзов Волго-Донского канала.
Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР в 1958 году Об устранении излишеств в проектировании и строительстве приводит к резкому сокращению заказов на монументально-декоративные работы и использование монументальных и станковых форм в скульптуре. В середине 1950-х годов в ней обозначились новые веяния и поиски современных форм выразительности, которые привели к расширению круга используемых традиций и многогранному осмыслению действительности.
Для I960-1970-х годов характерно появление огромного числа памятников, посвященных Великой Отечественной войне. Почти во всех союзных республиках возникают крупнейшие мемориальные комплексы (Саласпилсский, Волгоградский, Хатынский, Брестский и другие), отмеченные характерной гигантоманией. Как верно заметил искусствовед Н.В. Воронов, «по количеству возведенных памятников с данным периодом не мог сравниться никакой другой период истории страны».
При этом значительно расширяется круг лиц, увековеченных монументальным искусством. Устанавливаются памятники, стелы и мемориальные доски революционерам, военным деятелям, людям науки, искусства и литературы (М.К. Аникушин – памятник А.С. Пушкину в Ленинграде, Кибальников – памятник В.В. Маяковскому, Р.Е. Амбарцумян – памятник Я.М. Свердлову, П.Н. Бондаренко – памятник Ю.А. Гагарину в Москве.
Со второй половины 1960-х – начала 1970-х годов в монументальной скульптуре под влиянием станковых форм определилась новая тенденция, выразившаяся в стремлении к камерной трактовке памятников, с углубленно-психологическим решением образов, с элементами романтизма и лиризма (И.Д. Бродский – памятник И.И. Ползунову в Барнауле, О.К. Комов – памятник А.С. Пушкину в Твери, В.Е. Цигаль – памятник СА. Есенину в Москве и другие).
1960-е годы были особенно плодотворны для развития и обогащения станковой пластики. Подлинно этапными произведениями, овеянными юношеской романтикой, общим ощущением свежести и непосредственности, стали группы Ю.Г. Нероды – “Керамисты”, ВА. Вахрамеева – “Геологи”, Д.М. Шаховского – “Камчатские рыбаки”.
Поиск
Категории
- Архитектура
- Без категории
- Боги вокруг нас
- Геометрические дефекты
- Изделия из камня
- Изделия из мрамора
- Интересно знать
- История Российской скульптуры
- Итальянская скульптура ХVII–ХVIII веков в России
- Конструктивные дефекты
- Мраморные изделия
- Поверхностные дефекты
- Повреждения от катаклизмов
- Скульптура
- Скульптура второй половины XVIII века
- Скульптура Египта. Древнее царство
- Скульптура Египта. Новое царство
- Скульптура Египта. Среднее царство
- Скульптура Египта. Эпоха Птолемеев
- Скульптура первой половины XVIII века
- Скультпура Италии
- Структурные дефекты