Рельеф из гробницы Ашаит
Когда Древнее царство рухнуло, высшие провинциальные чиновники стали независимыми правителями и враждовали между собой вплоть до воцарения нового фараона, Небхепетра Ментухотепа II, взошедшего на престол около 2020 г до н.э. С этого момента начинается новая эпоха египетской истории, позже названная Средним царством. Ментухотеп II правил долго – более 51 года; для царя был сооружен восхитительный заупокойный храм, расположенный в Фивах, в ущелье Дейр эль-Бахри. В 1920 году в этом храме были обнаружены шесть гробниц для жен и дочерей царя. Одной из них и была принцесса Ашаит. Она скончалась около 2030 г. до н.э. в возрасте 22 лет. Когда археологи обнаружили ее мумию, она все еще лежала в своем деревянном гробу. Гроб находился в роскошном каменном саркофаге; и гроб, и саркофаг были вскрыты грабителями, искавшими ценности.
Исследования мумии показали, что принцесса была достаточно плотно сложена и выглядела совсем не так изящно, как ее изображали. Тело, которое передал в своем произведении художник, идеально. Не только она, но и все члены царской семьи всегда изображались на предметах заупокойного инвентаря красивыми и совершенными. Очень редко видны на таких памятниках знаки возраста, никогда – знаки болезни или разложения. Умершие, а вернее их «двойники», ка, изображались для вечности, где точное соответствие с тем, как они выглядели при жизни, не было обязательным. Важнее было передать имя усопшего и портретное сходство с ним. Как это было принято в Египте, художник показал фигуру в двойной перспективе – глаз и плечи переданы в фас, все остальное – в профиль. Контурные линии фигуры, очень значимые в египетском искусстве, выполнены великолепно.
На голове принцессы – короткий завитой парик, на шее – широкое ожерелье с бусами, она одета в узкое облегающее платье, которое заканчивается под грудью и держится на двух бретелях. На ее запястьях и щиколотках – декоративные браслеты. Принцесса изображена вдыхающей аромат лотоса, который был очень популярен в Египте и считался символом возрождения. Лотос, поднимающийся из воды, связывался с представлением о суше, рожденной из предвечного океана, Нуна; его цветок, открывающийся на заре и закрывающийся на закате, ассоциировался с солнечным божеством.
В правой руке Ашаит держит анх – символ вечной жизни. Неизвестно, что именно изображает этот символ. Египетские христиане, копты, позаимствовали анх из древнеегипетской религии и считали его символом жизни и надежды на исцеление многие века спустя. Некоторые христианские символы также восходят к египетским оригиналам, будь то Христос в облике ягненка или же представление о триединстве божества. К древнеегипетскому оригиналу восходят и некоторые элементы коптского богослужения, отдельные ритуальные предметы.
Рельеф с изображением Ашаит находился на внешней стене посвященного ей святилища. На фасаде святилища также была изображена сцена приношения жертв и корова с теленком. В облике коровы либо женщины с коровьими ушами часто изображалась богиня Хатхор, владычица неба и защитница умерших. Именно ее особенно почитал отец Ашаит, расположив в посвященном богине ущелье свой храм. Да и сама принцесса была одной из жриц богини.
Купить скульптуру из мрамора можно в нашей компании – «Stone2art Group». В разделе “Наши товары” можно ознакомиться с другими скульптурами и статуями.
Дополнительная информация:
следующая статья цикла: “Сфинкс Сенусерта III”
Галерея Шедевры: “Египет. Среднее царство”
Все по-настоящему ценное – ценно во все времена! (с) Stone2art Group
Поиск
Категории
- Архитектура
- Без категории
- Боги вокруг нас
- Геометрические дефекты
- Изделия из камня
- Изделия из мрамора
- Интересно знать
- История Российской скульптуры
- Итальянская скульптура ХVII–ХVIII веков в России
- Конструктивные дефекты
- Мраморные изделия
- Поверхностные дефекты
- Повреждения от катаклизмов
- Скульптура
- Скульптура второй половины XVIII века
- Скульптура Египта. Древнее царство
- Скульптура Египта. Новое царство
- Скульптура Египта. Среднее царство
- Скульптура Египта. Эпоха Птолемеев
- Скульптура первой половины XVIII века
- Скультпура Италии
- Структурные дефекты