Рельеф Тексты пирамид царя Унаса
Заполненные сине-зеленым, цветом вечной жизни, эти иероглифы покрывают собой пространство погребальной камеры пирамиды, расположенной в некрополе Саккары, южнее ступенчатой пирамиды Нечерихета Джосера. Пирамида была сооружена по приказу царя Унаса, последнего правителя V династии. Он был первым царем, стены погребальной камеры и вестибюля пирамиды которого были покрыты надписями, выполненными в белом известняке стен в технике врезанного рельефа. Причем выполненными с большим искусством. Египтяне называли свое письмо «божественными словами» и приписывали его изобретение богу Тоту, «господину знания», часто изображавшемуся с головой ибиса. Греки первыми назвали египетские письменные знаки иероглифами, что переводится как «священное письмо» (от греч. «hieros» – священный, «glyphein» – письмо).
Надписи на стенах гробницы Унаса, входящие в так называемый корпус «Текстов пирамид», не предназначались для чтения. Они должны были обессмертить то, что было записано, и на деле являлись записью религиозно-мифологических изречений, которые сопровождали царское погребение и обеспечивали умершему царю вечную жизнь. Их основные темы – путь Унаса на небеса, его воссоединение с царством его небесного отца, бога Солнца Ра, или его посмертная трансформация в одну из «нерушимых звезд». Они повествуют о лестнице, ведущей на небеса, и о пирамиде, последнем пристанище и посмертной резиденции царя, сооружении, в котором воссоединяются пространство земли и иного мира.
Большая часть этих изречений также встречается в пирамидах преемников Унаса, однако после конца Древнего царства «Тексты пирамид» исчезают со стен царских гробниц. В эпоху Среднего царства их с некоторыми изменениями выписывают на саркофагах, еще позже отдельные изречения лягут в основу «Речений выхода души в день», которые мы знаем, как Книгу мертвых. Это были уже не ряды иероглифов, вырезанные в камне, а тексты, выписанные курсивом на папирусе.
Египетское письмо зародилось около 3100 г. до н.э., незадолго до создания централизованных государственных образований Верхнего и Нижнего Египта. Причина для его появления была, скорее всего, сугубо практической, основывалась на административных нуждах, таких как, например, определение объема и сбор налогов, поступавших в царскую казну. Государственная организация нуждалась в фиксации и хранении информации, а также в своевременном информировании людей, находящихся в удаленных от столицы областях. Изначально писцы использовали идеограммы, то есть рисунки, обозначающие тот или иной предмет: три изображенных сосуда на самом деле обозначали три сосуда с маслом, которые поступили в государственную казну. Стилизованные изображения людей, животных, растений, орудий труда постепенно превратились в иероглифы.
Однако нужда в фиксации сложных отчетов привела к появлению фонограмм, когда изображение объекта использовалось для обозначения сходного звука. Система письма медленно трансформировалась от изображений семантического контекста к уникальным отображениям звуков. Так, изображение зайца больше не обозначало само это животное, но звуки «ун». В тексте на стене погребальной камеры пирамиды этот знак встречается несколько раз в начале имени царя, обрамленного в священный овал – картуш.
Письмо было элитарным знанием, поскольку сама система знаков была непростой. Жрецы время от времени вводили новые иероглифические знаки, и к Позднему периоду их насчитывалось уже несколько тысяч. Писали справа налево, слева направо либо столбцами – сверху вниз. Оформление надписи часто подчинялось эстетическим принципам. Когда древнеегипетская цивилизация угасла, эти надписи считались тайным магическим письмом вплоть до 1822 года, когда французский ученый Ж. Ф. Шампольон положил начало их расшифровке.
Купить скульптуру из мрамора можно в нашей компании – «Stone2art Group». В разделе “Наши товары” можно ознакомиться с другими скульптурами и статуями.
Дополнительная информация:
Предыдущая статья цикла: “Рельеф Возвращение стада”
Галерея Шедевры: “Египет. Древнее царство”
Все по-настоящему ценное – ценно во все времена! (с) Stone2art Group
Поиск
Категории
- Архитектура
- Без категории
- Боги вокруг нас
- Геометрические дефекты
- Изделия из камня
- Изделия из мрамора
- Интересно знать
- История Российской скульптуры
- Итальянская скульптура ХVII–ХVIII веков в России
- Конструктивные дефекты
- Мраморные изделия
- Поверхностные дефекты
- Повреждения от катаклизмов
- Скульптура
- Скульптура второй половины XVIII века
- Скульптура Египта. Древнее царство
- Скульптура Египта. Новое царство
- Скульптура Египта. Среднее царство
- Скульптура Египта. Эпоха Птолемеев
- Скульптура первой половины XVIII века
- Скультпура Италии
- Структурные дефекты