Русская скульптура при Елизавете Петровне
После 1720-1730-х годов, «времени дворцовых переворотов» и эпохи «бироновщины», начинается новый подъем национального самосознания, обостренного борьбой с иностранным засильем. Воцарение Елизаветы Петровны, дочери Петра I, воспринималось русским обществом как начало возрождения России и продолжения петровских традиций. При ней был основан Московский университет и Академия трех знатнейших художеств, которые в дальнейшем сыграют огромную роль в подготовке отечественных кадров в области науки и искусства.
Одним из первых профессоров только что открывшейся Академии художеств стал французский скульптор Никола Франсуа Жилле – представитель позднего барокко, обучавший учеников профессиональному овладению различными видами пластического искусства, учитель многих впоследствии прославленных мастеров.Параллельно с преподаванием он исполнял заказы на изготовление портретных бюстов, оставив потомкам галерею образов русской аристократии. Жилле проявил себя также в создании произведений декоративно-прикладного характера, среди которых наиболее известны декоративные вазы для Павловского дворца, пышно украшенные многочисленными рельефными изображениями на мифологическую тему.
Возрождение русского самосознания в период царствования Елизаветы Петровны получило яркое выражение в архитектуре Ф.Б. Растрелли (сын скульптора Б.К. Растрелли), С.И. Чевакинского, Д.В. Ухтомского.
В отличие от петровского времени в декоративной пластике преобладают уже не воинственные Минервы, Нептуны и Посейдоны и связанные с ними морские темы, а образы представителей наземного мира, с важно шествующими в роскошном оперении павлинами, нежно воркующими голубями и оповещающими наступление утра голосистыми петухами. Причудливость и изысканность композиций особенно характерна для резных работ Луи Роллана, которыми он украшал Кабинет мод и граций в Большом Петергофском дворце, перестроенном архитектором Растрелли. Барон Врангель верно подметил, что «предыдущее поколение от Петра до Анны только разукрашивало жизнь, создавая красивую оправу предметам необходимости. Жизнь и искусство при Елизавете сливаются в одно».
Неотъемлемой частью архитектуры Растрелли была монументально-декоративная пластика. Ее выполняли по чертежам архитектора известные мастера – Шталмейер, Дункер, А. Мартелли, которые целиком подчинялись его замыслу. Разнообразные скульптурные изображения и детали составляли органическую часть фасадных композиций Зимнего и Екатерининского дворцов, дома Строганова и других.
Для Растрелли было характерно использование в наружной декорации сооружений цвета, а также применение скульптуры и золоченой деревянной резьбы в отделке интерьеров. Все это придавало зданиям необыкновенно пышный и нарядный характер, создавало атмосферу жизнерадостности и праздничности, свойственную всему елизаветинскому искусству.
Копии скульптур из мрамора можно заказать в нашей компании – Stone2art Group.
Все по-настоящему ценное – ценно во все времена! (с) Stone2art Group
Поиск
Категории
- Архитектура
- Без категории
- Боги вокруг нас
- Геометрические дефекты
- Изделия из камня
- Изделия из мрамора
- Интересно знать
- История Российской скульптуры
- Итальянская скульптура ХVII–ХVIII веков в России
- Конструктивные дефекты
- Мраморные изделия
- Поверхностные дефекты
- Повреждения от катаклизмов
- Скульптура
- Скульптура второй половины XVIII века
- Скульптура Египта. Древнее царство
- Скульптура Египта. Новое царство
- Скульптура Египта. Среднее царство
- Скульптура Египта. Эпоха Птолемеев
- Скульптура первой половины XVIII века
- Скультпура Италии
- Структурные дефекты