Савва Лукич Владиславич (Рагузинский) – негоциант Петра I
Наибольших успехов в заказе и покупке скульптуры добился именно Савва Владиславич, в русской литературе обычно именовавшийся Рагузинским (около 1669/70–1738)3. В этом деле он проявил не только понимание предмета и хороший вкус, но и разумную инициативу. Большинство статуй и бюстов выполнялось на заказ ведущими скульпторами Венеции, тем самым решалась задача добиться нужного тематического и стилистического единства в соответствии с программой, которую он сам разработал. В качестве материала использовался только мрамор, более подходящий к суровому климату Петербурга, а не местный камень, который обычно употребляли для садовой скульптуры в Италии.В апреле 1717 года Рагузинский встретился в Дюнкерке с Петром I и преподнес ему альбом с зарисовками статуй и бюстов, заказанных или приобретенных им в Венеции. По-видимому, эти рисунки, хранящиеся ныне в Библиотеке Российской академии наук в Петербурге, полностью удовлетворили царя, и он разрешил графу в дальнейшем приобретать скульптуру по своему усмотрению.
Используя имевшийся у него капитал и получая возмещение расходов из Кабинета Петра Великого (хотя и с некоторым опозданием), Рагузинский смог уже в конце апреля 1717 года отправить в Петербург свои первые покупки. Это были 23 мраморные статуи высотой каждая около двух метров, 46 мраморных бюстов в натуральную величину, а также шесть статуй и групп меньшего размера. Несколько произведений из этого списка находятся ныне в Эрмитаже. «Адонис» и «Диана» являются единственными сохранившимися в Петербурге работами Джузеппе Торретто. Неизвестному скульптору, возможно римской школы, принадлежит небольшая статуя святой Терезы. Через год Рагузинский послал в Петербург три больших и шесть маленьких статуй, а также двенадцать бюстов, предназначавшихся для царицы Екатерины I. Три статуи из последней группы — «Юнона», «Венера» и «Аполлон» работы Антонио Тарсиа — попали со временем в Эрмитаж. В 1720 году в Петербург была привезена статуя «Диана» работы братьев Джузеппе и Паоло Гроппетти, а в 1722-м — небольшая группа «Борьба лапифов с кентавром» работы Франческо Бертоса. Статуя «Правосудие», приписываемая Альвизе Тальяпьетра и происходящая из собрания князя А. Д. Меншикова, также относится к числу покупок Рагузинского.
В общей сложности «иллирический граф» приобрел для царской коллекции не менее 60 больших статуй или групп, около 20 скульптур меньшего размера и более 100 бюстов. Кроме того, он покупал статуи и бюсты для ближайших сподвижников Петра Великого — князя А. Д. Меншикова и графа Ф. М. Апраксина; эти работы вскоре влились в императорское собрание. Приобретение скульптуры в Венеции в таком масштабе смело можно считать исключительным явлением в истории европейского коллекционирования.
Поиск
Категории
- Архитектура
- Без категории
- Боги вокруг нас
- Геометрические дефекты
- Изделия из камня
- Изделия из мрамора
- Интересно знать
- История Российской скульптуры
- Итальянская скульптура ХVII–ХVIII веков в России
- Конструктивные дефекты
- Мраморные изделия
- Поверхностные дефекты
- Повреждения от катаклизмов
- Скульптура
- Скульптура второй половины XVIII века
- Скульптура Египта. Древнее царство
- Скульптура Египта. Новое царство
- Скульптура Египта. Среднее царство
- Скульптура Египта. Эпоха Птолемеев
- Скульптура первой половины XVIII века
- Скультпура Италии
- Структурные дефекты