Скульптура Cупружеская чета
Эта скульптурная группа, изображающая семейную чету, выполнена из единого куска дерева. Мужчина, стоящий перед своей супругой, был высокопоставленным вельможей, в знак чего он держит в правой руке свиток папируса. Скорее всего, он был писцом. Посох, символ должности, который он держал в левой руке, утерян. На нем простая льняная набедренная повязка. На женщине надето облегающее длинное платье, подчеркивающее форму ее тела. Цвет, к сожалению, установить уже невозможно. Парики средней длины, которые надеты на супругах, были в моде при V династии. Их широкие рты и тщательно выполненные веки глаз также типичны для стиля искусства этого времени.
На памятнике нет надписи, которая сохранила бы имена изображенных. Место, где был найден этот памятник, приобретенный Лувром в 1826 году, также неизвестно. Скорее всего, он происходит из гробницы в некрополе Мемфиса и изображает владельца гробницы с супругой. Скульптурные группы из дерева достаточно редки; это единственное сохранившееся деревянное скульптурное изображение супругов, которое нам известно от эпохи Древнего царства. Оно сильно пострадало от времени и насекомых. С другой стороны, именно эти повреждения придают чете особенную выразительность и привлекательность. В отличие от большинства известных каменных статуй супругов эта чета словно находится в движении, идет по направлению к нам, зрителям. Памятник словно несет в себе оптимизм великой эпохи. Древнее царство длилось около пяти веков и потерпело крах около 2200 г. до н.э., сменившись эпохой социальной нестабильности.
Это произведение искусства передает традиционное распределение ролей в браке: муж ведет жену. Он высок, крепко сложен, выставил вперед левую ногу и удерживает супругу позади себя. Она обнимает супруга левой рукой и скромно стоит чуть позади, сдвинув ноги. Это полностью соответствует художественному канону. На протяжении всей эпохи фараонов египетские художники изображали подобные гармоничные пары супругов; большая часть этих памятников дошла до нас из некрополей и предназначалась для обеспечения вечной жизни усопших в мире ином. Это изображение не самих людей, а их «двойников», ка, – жизненной силы; поэтому они обычно молоды, красивы, счастливо обнимаются. Это отражение идеального египетского общества, порядка внутри огромной системы, определенного гармоничной, «правильной» жизнью в браке и семье.
Мужчина работал, его жена занималась детьми; ее называли «владычица дома». Она имела гораздо больше прав, чем женщины в других древних обществах. Тем не менее мудрец Птаххотеп так предупреждал мужчину: «…ничего не давай решать ей, удали ее от власти и управляй ею, ибо подобна женщина буре, когда творит она то, что желает». На большинстве заупокойных изображений женщина также показана в подчиненной роли; порой она сидит, коленопреклоненная, у ног своего супруга, намеренно изображенная меньше его ростом, тогда как ее свекровь торжественно восседает рядом с сыном. Жену не всегда даже упоминают в гробнице. От мужа зависело, будет она существовать «в вечности» или нет. Он решал, кого он возьмет с собой и кого оставит в забвении. Только высокопоставленные знатные дамы, царицы, царские дочери и жрицы имели свои собственные гробницы.
В этой скульптурной группе женщина хотя и показана стоящей чуть позади своего супруга, но имеет те же пропорции. «Масло – лекарство для членов ее, – советует дальше Птаххотеп. – Возьми его для исполнения желаний ее, пока ты жив!» Кто знает, может быть, эта обнявшаяся чета как раз свидетельствует не об «идеале», но о реальной привязанности.
Купить скульптуру из мрамора можно в нашей компании – «Stone2art Group». В разделе “Наши товары” можно ознакомиться с другими скульптурами и статуями.
Дополнительная информация:
предыдущая статья цикла: “Статуя Сидящий писец”
следующая статья цикла: “Рельеф Возвращение стада”
Галерея Шедевры: “Египет. Древнее царство”
Все по-настоящему ценное – ценно во все времена! (с) Stone2art Group
Поиск
Категории
- Архитектура
- Без категории
- Боги вокруг нас
- Геометрические дефекты
- Изделия из камня
- Изделия из мрамора
- Интересно знать
- История Российской скульптуры
- Итальянская скульптура ХVII–ХVIII веков в России
- Конструктивные дефекты
- Мраморные изделия
- Поверхностные дефекты
- Повреждения от катаклизмов
- Скульптура
- Скульптура второй половины XVIII века
- Скульптура Египта. Древнее царство
- Скульптура Египта. Новое царство
- Скульптура Египта. Среднее царство
- Скульптура Египта. Эпоха Птолемеев
- Скульптура первой половины XVIII века
- Скультпура Италии
- Структурные дефекты