Рельеф Коронация фараона

egyptian_sculptureЭтот рельеф запечатлел одну из древнейших сцен египетской истории: объединение двух земель во время ритуала коронации. Справа – Нехбет, богиня Верхнего Египта, покровительница южных районов страны. Напротив, нее стоит Уаджет, богиня Нижнего Египта, который простирался от Мемфиса до побережья Средиземного моря. На голове Нехбет – хеджет, белая корона Верхнего Египта, а на Уаджет – дешрет, красная корона Нижнего Египта. Они объединены в форме па-схемти, двойной короны на голове фараона.

На протяжении трех тысячелетий истории каждый фараон, восходя на престол, воспроизводил в рамках ритуала объединение двух царств. В изобразительном пространстве это событие передавалось через образы двух богинь-«владычиц» или же знаком связанных воедино стеблей папируса и лилии – геральдических растений севера и юга.

Огромное значение этому событию придавали прежде всего исходя из самой географии Египта: широкая, малозаселенная дельта реки и узкая, длиной около 1000 км, долина, сжатая пустынями и страдающая перенаселением и нехваткой плодородных земель. Страна была разделена на области (по-древнеегипетски – сепат, по-гречески – ном), которые стремились к независимости во время ослабления центральной власти и часто воевали друг с другом. Именно поэтому ритуал шема та- уи – «Объединение двух земель» был не просто воспоминанием о далеком историческом объединении Египта в единое государство, но еще и способом борьбы со страхом перед хаосом, нестабильностью – силами, которые постоянно угрожали существованию божественного миропорядка. Неизвестный художник, который создал изображение этих трех фигур, хотел символически выразить идею о гармоничном сосуществовании двух частей страны, находящихся в симметричном положении относительно друг друга. Две богини показаны одинакового роста, они одновременно шагают вперед к царю, на их головах – одинаковые трехчастные парки и уборы нерет – «устрашающий» – в форме священных грифов. Их тела одинаково изящны и молоды, облегающие платья начинаются под грудью. Их стилизованные руки с удлиненными пальцами одновременно касаются короны царя, причем большие пальцы показаны с противоположной стороны. Художник явно больше концентрировался на эстетике жеста, нежели на правильности человеческой анатомии.

Этот рельеф был создан в конце периода политической и культурной деградации Египта, который продлился более тысячелетия. Около 946 г. до н.э. престол на севере станы захватил знатный ливийский род; позже нубийцы завоевали южные области Египта, а за ними последовали ассирийцы, прославившиеся своей жестокостью. Между 664 и 525 гг. до н.э. власть вновь вернулась к фараонам-египтянам, однако их дважды порабощали персы, которых смог изгнать только Александр Великий. Египтяне провозгласили его фараоном. Греческий военачальник Александра Великого Птолемей и его потомки правили страной вплоть до смерти Клеопатры VII в 30 г. до н.э., другими словами, практически до начала новой эры.

Птолемей VI правил с 181 по 145 г. до н.э. Именно в его царствование был создан этот рельеф, изображающий гармонию и стабильность, идеал, сильно отличающийся от реальной ситуации в стране, раздираемой гражданской войной. Он прекрасно сохранился в храме Хора в Эдфу, одном из нескольких святилищ, сооруженных при Птолемеях и известных своим архитектурным совершенством, красотой. Подобно предыдущим иноземным правителям Египта, Птолемеи также считали себя фараонами и поддерживали древнюю религию, чтобы заручиться поддержкой египетского жречества. Новые цари и жрецы пытались компенсировать этими замечательными архитектурными памятниками и поддержанием традиционных церемоний отсутствие реального могущества страны. Скорее всего, было много египтян, которые не захотели бы смотреть на этот прекрасный рельеф, который провозглашает фараоном иноземца.

Купить скульптуру из мрамора можно в нашей компании – «Stone2art Group». В разделе “Наши товары” можно ознакомиться с другими скульптурами и статуями.

Дополнительная информация:
предыдущая статья цикла: “Статуя Сокола Хора в храме Эдфу”
Галерея Шедевры: “Египет. Эпоха Птолемеев”

Все по-настоящему ценное – ценно во все времена! (с) Stone2art Group

Категории
Select the fields to be shown. Others will be hidden. Drag and drop to rearrange the order.
  • Image
  • SKU
  • Rating
  • Price
  • Stock
  • Availability
  • Add to cart
  • Description
  • Content
  • Weight
  • Dimensions
  • Additional information
Click outside to hide the comparison bar
Compare
Что вы ищете?
Пожалуйста, введите слово, которое вы хотите найти, и нажмите «Enter».