Рельеф Коронация фараона

egyptian_sculptureЭтот рельеф запечатлел одну из древнейших сцен египетской истории: объединение двух земель во время ритуала коронации. Справа – Нехбет, богиня Верхнего Египта, покровительница южных районов страны. Напротив, нее стоит Уаджет, богиня Нижнего Египта, который простирался от Мемфиса до побережья Средиземного моря. На голове Нехбет – хеджет, белая корона Верхнего Египта, а на Уаджет – дешрет, красная корона Нижнего Египта. Они объединены в форме па-схемти, двойной короны на голове фараона.

На протяжении трех тысячелетий истории каждый фараон, восходя на престол, воспроизводил в рамках ритуала объединение двух царств. В изобразительном пространстве это событие передавалось через образы двух богинь-«владычиц» или же знаком связанных воедино стеблей папируса и лилии – геральдических растений севера и юга.

Огромное значение этому событию придавали прежде всего исходя из самой географии Египта: широкая, малозаселенная дельта реки и узкая, длиной около 1000 км, долина, сжатая пустынями и страдающая перенаселением и нехваткой плодородных земель. Страна была разделена на области (по-древнеегипетски – сепат, по-гречески – ном), которые стремились к независимости во время ослабления центральной власти и часто воевали друг с другом. Именно поэтому ритуал шема та- уи – «Объединение двух земель» был не просто воспоминанием о далеком историческом объединении Египта в единое государство, но еще и способом борьбы со страхом перед хаосом, нестабильностью – силами, которые постоянно угрожали существованию божественного миропорядка. Неизвестный художник, который создал изображение этих трех фигур, хотел символически выразить идею о гармоничном сосуществовании двух частей страны, находящихся в симметричном положении относительно друг друга. Две богини показаны одинакового роста, они одновременно шагают вперед к царю, на их головах – одинаковые трехчастные парки и уборы нерет – «устрашающий» – в форме священных грифов. Их тела одинаково изящны и молоды, облегающие платья начинаются под грудью. Их стилизованные руки с удлиненными пальцами одновременно касаются короны царя, причем большие пальцы показаны с противоположной стороны. Художник явно больше концентрировался на эстетике жеста, нежели на правильности человеческой анатомии.

Этот рельеф был создан в конце периода политической и культурной деградации Египта, который продлился более тысячелетия. Около 946 г. до н.э. престол на севере станы захватил знатный ливийский род; позже нубийцы завоевали южные области Египта, а за ними последовали ассирийцы, прославившиеся своей жестокостью. Между 664 и 525 гг. до н.э. власть вновь вернулась к фараонам-египтянам, однако их дважды порабощали персы, которых смог изгнать только Александр Великий. Египтяне провозгласили его фараоном. Греческий военачальник Александра Великого Птолемей и его потомки правили страной вплоть до смерти Клеопатры VII в 30 г. до н.э., другими словами, практически до начала новой эры.

Птолемей VI правил с 181 по 145 г. до н.э. Именно в его царствование был создан этот рельеф, изображающий гармонию и стабильность, идеал, сильно отличающийся от реальной ситуации в стране, раздираемой гражданской войной. Он прекрасно сохранился в храме Хора в Эдфу, одном из нескольких святилищ, сооруженных при Птолемеях и известных своим архитектурным совершенством, красотой. Подобно предыдущим иноземным правителям Египта, Птолемеи также считали себя фараонами и поддерживали древнюю религию, чтобы заручиться поддержкой египетского жречества. Новые цари и жрецы пытались компенсировать этими замечательными архитектурными памятниками и поддержанием традиционных церемоний отсутствие реального могущества страны. Скорее всего, было много египтян, которые не захотели бы смотреть на этот прекрасный рельеф, который провозглашает фараоном иноземца.

 

Купить скульптуру из мрамора можно в нашей компании – «Stone2art Group». В разделе “Наши товары” можно ознакомиться с другими скульптурами и статуями.

Дополнительная информация:
предыдущая статья цикла: “Статуя Сокола Хора в храме Эдфу”
Галерея Шедевры: “Египет. Эпоха Птолемеев”

Все по-настоящему ценное – ценно во все времена! (с) Stone2art Group

Свежие комментарии

Нет комментариев для просмотра.
Категории
Select the fields to be shown. Others will be hidden. Drag and drop to rearrange the order.
  • Image
  • SKU
  • Rating
  • Price
  • Stock
  • Availability
  • Add to cart
  • Description
  • Content
  • Weight
  • Dimensions
  • Additional information
Click outside to hide the comparison bar
Compare
Что вы ищете?
Пожалуйста, введите слово, которое вы хотите найти, и нажмите «Enter».