После смерти Эхнатона – неизвестно ни как он умер, ни где он был погребен – его преемниками поочередно стали братья Сменхкара и Тутанхатон, возможно, его сыновья от маловлиятельной супруги Кийа. Оба они были женаты на дочерях Эхнатона и Нефертити. При Тутанхамоне началась реставрация культов традиционных богов Египта, со своим двором новый царь переехал в древний Мемфис, а Фивы вновь стали культурно-религиозным центром Египта. В знак начала новой эпохи царь сменил в своем имени упоминание Атона на имя владыки Фив и стал Тутанхамоном – «живым образом Амона». Он также восстановил в правах жречество и вернул им власть.
Резиденция Эхнатона и построенные им храмы были заброшены, а через несколько десятилетий, при царе Хоремхебе, – разрушены. Их камни использовались для строительства новых святилищ. Изображения Эхнатона и его имя уничтожались, а вскоре его вообще стали называть «проклятым из Ахетатона». Подобно тому как Эхнатон развернул иконоборческую кампанию по уничтожению традиционных божеств, теперь уничтожали память о нем самом и о его столице. Немногие памятники эпохи Амарны дошли до нас волей случая в такой хорошей сохранности, как бюст Нефертити.
Скульптурный портрет царицы был обнаружен 6 декабря 1912 года группой археологов германского Общества по исследованию Востока под руководством археолога Людвига Борхардта. Финансировал раскопки Джеймс Саймон – предприниматель и меценат, получивший лицензию от Службы древностей (ныне Высший совет по древностям АРЕ) на работы в непосредственной близости от резиденции Эхнатона. Исследователи обнаружили руины скульптурной мастерской, главным художником которой был некий Тутмос. Он один из немногих художников древности, чье имя дошло до нашего времени. В мастерской обнаружили отливки, наброски на фрагментах керамики и камня и скульптурные модели. В январе 1913 года, согласно правилам о разделе находок, часть обнаруженных предметов была передана Саймону с разрешением на вывоз. Осенью того же года он передал их Королевскому прусскому собранию искусств в Берлине. Одним из памятников был этот бюст Нефертити. Установлено, что этот памятник – скульптурная модель, предназначенная для того, чтобы служить образцом при создании других изображений царицы. Произведение было завершенным; отсутствие инкрустации одного глаза имело магическую причину: если бы оба глаза были бы инкрустированы, то бюст, изготовленный на основе гипсовой маски, снятой непосредственно с лица царицы, имел бы с ней огромное сходство и в случае гибели мог нанести вред ее «двойнику», обитающему в скульптурных изображениях.
На Нефертити надета высокая синяя корона, обвязанная декоративной лентой, на которой спереди был размещен урей, сколотый позже. Лицо Нефертити покрыто пигментом нежного персикового оттенка, линии бровей и веки глаз подведены черным, губы окрашены темно-красным цветом с оттенком коричневого, лепестки цветов и плоды, из которых состоит широкое ожерелье усех на плечах царицы, окрашены желтым, красным и зеленым. Сочетание полихромных короны и ожерелья словно обрамляет портрет Нефертити, Бюст идеально отвечает египетским представлениям о мерах. Половинки лица царицы зеркально идентичны друг другу.
Купить скульптуру из мрамора можно в нашей компании – «Stone2art Group». В разделе “Наши товары” можно ознакомиться с другими скульптурами и статуями.
Дополнительная информация:
предыдущая статья цикла: “Рельеф Царская семья”
следующая статья цикла: “Маска Тутанхамона”
Галерея Шедевры: “Египет. Новое царство”
Все по-настоящему ценное – ценно во все времена! (с) Stone2art Group