Голова колосса Эхнатона

egyptian_sculptureЭто лицо ярко выделяется из всей галереи скульптурных портретов египетских царей: Аменхотеп IV, взявший себе новое имя – Эхнатон и правивший около семнадцати лет, около 1350-1333 гг. до н.э. Глаза царя более узкие, чем на статуях его предшественников, губы полнее и более изогнуты. Лицо вписывается не в привычный прямоугольник, а скорее напоминает собой остроконечный треугольник, завершающей нижней точкой которого становится удлиненный подбородок. Скульптурные портреты египетских царей всегда несут в себе следы обязательной стилизации по установленному стандарту – для Эхнатона были разработаны новые правила, видимо, основанные на реальных чертах лица царя.

Разрыв с традиционным стилем царских изображений стал результатом религиозно-политического переворота, произошедшего в Египте того времени. На протяжении своей многотысячелетней истории египтяне создали религиозную систему, в которой почитание единого божества-творца не противоречило существованию культов многих богов, которые понимались как проявления его божественной сущности. Это породило появление культов множества местных богов, порой отождествляемых друг с другом, меняющих свои основные функции, ассимилирующих функции других божеств. Статус национального божества имели Ра, Осирис; когда столицей стали Фивы, то статус государственного бога получил местный бог Амон, отождествленный с Ра в облике «сокровенного» творца Вселенной. Аменхотеп IV развернул богоборческую программу, ниспровергнув культ Амона, а также многих других богов. На их место пришел культ малоизвестного ранее солнечного бога Атона, зримого в небе в облике солнечного диска: «Да живет он во веки веков, Атон живой и великий, владыка всего, что обегает диск солнца, владыка неба и владыка земли…»

Во время реформы не пострадали культы других солнечных богов и богинь; религия Эхнатона никогда не была монотеизмом, хотя такое утверждение часто встречается. С другой стороны, отказавшись от почитания многих богов и их священных животных, царь провозгласил более абстрактный культ Солнца, бога, которого можно было увидеть в этом мире собственными глазами. Атон, «единственный» зримый облик бога, согласно новой идеологии, покровительствовал Эхнатону, своему единственному сыну на земле. Именно это утверждают новые государственные гимны Атону и документы официальной царской пропаганды. Эхнатон узурпировал право египтян обращаться к божеству, став единственным посредником между ним и человечеством. Эхнатон поместил себя между богом и человечеством, пытаясь таким образом идеологически укрепить свою собственную власть.

Скорее всего, для ниспровержения Амона и божеств его круга послужили не столько религиозные мотивы, сколько серьезные политические причины. Так сложилось, что жречество Амона в Карнаке оказывало значительное влияние на царя, которому пришлось порвать с традиционными устоями в мировоззрении, для того чтобы править единолично. Тот факт, что Эхнатон перенес царскую резиденцию из Фив в эль-Амарну, подтверждает эту гипотезу. На первом году правления он возвел огромные храмы своему богу Атону в Карнаке. Дворы первого храма, называвшегося Гемпаатон – «Атон найден», были украшены многочисленными колоссами царя, созданными скульптором Баком; голова одного из них, найденная археологами в 1926 году, хранится в Луксорском музее.

На пятом году царь сменил имя Аменхотеп («Амон умиротворен») на Эхнатон («действенный дух Атона»), а на шестом переехал на север, в свою новую столицу, которая получила название Ахетатон – «горизонт Атона». После двенадцатого года царствования та решительность, с которой Эхнатон проводил свои реформы, значительно ослабла. Это было связано как с неприятием его идеологии египтянами, так и с осложнением внешнеполитической обстановки. После смерти Эхнатона жречество Амона вернуло культы традиционных богов, а его преемники – Сменхкара и Тутанхамон перенесли двор в древнюю Столицу страны – Мемфис.

 

Купить скульптуру из мрамора можно в нашей компании – «Stone2art Group». В разделе “Наши товары” можно ознакомиться с другими скульптурами и статуями.

Дополнительная информация:
предыдущая статья цикла: “Рельеф Супруги на пиру”
следующая статья цикла: “Рельеф Царская семья”
Галерея Шедевры: “Египет. Новое царство”

Все по-настоящему ценное – ценно во все времена! (с) Stone2art Group

Свежие комментарии

Нет комментариев для просмотра.
Категории
Select the fields to be shown. Others will be hidden. Drag and drop to rearrange the order.
  • Image
  • SKU
  • Rating
  • Price
  • Stock
  • Availability
  • Add to cart
  • Description
  • Content
  • Weight
  • Dimensions
  • Additional information
Click outside to hide the comparison bar
Compare
Что вы ищете?
Пожалуйста, введите слово, которое вы хотите найти, и нажмите «Enter».