Рельеф Фараона Тутмоса III, повергающего врагов

egyptian_sculptureТутмос III взошел на престол после того, как приблизительно в 1497 г, до н.э. скончался его отец, однако был слишком молод для того, чтобы стать царем. Его мачеха Хатшепсут стала регентшей, позже практически узурпировав престол. Она продержалась у власти более двух десятилетий и затем, после смерти, была вычеркнута из анналов египетской истории.

Если Хатшепсут сфокусировала свои силы на реорганизации внутреннего устройства страны, то с приходом к власти Тутмоса III Египет начал активную военную внешнюю политику. Царю пришлось восстановить египетский контроль над Сирией, в Нубии он продвинул границы своего государства вплоть до четвертого порога Нила. Именно при нем египетская внешняя экспансия достигла своей наивысшей точки. Как и все фараоны, он благодарил богов, возводя новые грандиозные сооружения на территории храмового комплекса в Карнаке. Выражение признательности также было демонстрацией силы, включая в том числе и право вычеркнуть из исторической памяти упоминания о ненавистной предшественнице.

Имя и изображения Хатшепсут были уничтожены во многих частях храма. Обелиски, воздвигнутые при царице в центральной части храма Амона, были обложены каменными стенами и «исчезли» из пространства святилища. На их место пришли перечни захваченных иноземных городов и стран, вырезанные на стенах, изображения так называемого «Ботанического сада», зала, где были запечатлены те животные и растения, которые египетские войска увидели во время своих походов к Евфрату. Самым значительным выражением могущества нового царя стал монументальный рельеф на обратной стороне VII пилона храма Амона, на котором Тутмос III изображен повергающим булавой врагов, схваченных за волосы.

Сцена царского триумфа – одна из древнейших в египетском искусстве; этот мотив был стандартизован за тысячелетия истории до того наивысшего образца, который сохранился в Карнаке. Тело царя наклонено вперед в стремительном шаге, правая рука (почти полностью утеряна),сжимающая боевую булаву, высоко поднята, в вытянутой левой руке царь держит за волосы пленных вражеских военачальников, которые намеренно изображены меньшего роста, чем фараон. Схематически переданные многочисленные руки и ступни пленных призваны показать их огромное, почти неисчислимое количество. Они склонили колени, воздев руки в просьбе о пощаде. У них длинные бороды, которые подчеркивают их чужеземный, отличающийся от египетского облик. Некоторые из них изображены в фас, что отчасти выбивается из принятого канона египетского искусства, требовавшего изображать лицо в профиль. Однако именно этот прием дал возможность художнику передать всю глубину их униженного положения, зависимость от царской воли. Напротив  царя также изображены бог Амон, владыка Карнака, и богиня, покровительница Фив, по воле которых походы царя оказались такими успешными.

Рельеф на стене храма не отражает какое-то конкретное историческое событие. Защита Египта была неотъемлемой постоянной обязанностью царя. Именно поэтому зачастую художник избегает каких-то конкретных деталей, когда речь идет о врагах Египта, которые непременно должны быть повергнуты. Это изображение несет в себе и скрытый магический подтекст, позволяющий царю вечно одерживать победы и быть могущественным. Рельеф выполнен с почти математической точностью. Руки перпендикулярны по отношению к воображаемой линии, соединяющей голову и ступни. Посох показан строго вертикально, он символизирует незыблемость и стабильность точно так же, как тело царя передает движение.

Художники древности, изображая героя или атлета, всегда старались передать тот момент, когда движение тела уже устремлено обратно после совершения действия. Именно в этот момент вся последовательность движения была особенно хорошо видна. То же самое можно сказать и об изображении человека, бросающегося вперед и поднимающего булаву. Он символизирует собой действие, но в то же время – спокойствие и порядок. В нем объединены сила и величественность, далекие от образа, охваченного яростью убийцы. Пленники царя кажутся более похожими на жертвенных животных, предназначенных для подношения богу.

 

Купить скульптуру из мрамора можно в нашей компании – «Stone2art Group». В разделе “Наши товары” можно ознакомиться с другими скульптурами и статуями.

Дополнительная информация:
предыдущая статья цикла: “Статуя Сененмута и принцессы Нефрура”
следующая статья цикла: “Статуя сидящей богини Сехмет”
Галерея Шедевры: “Египет. Новое царство”

Все по-настоящему ценное – ценно во все времена! (с) Stone2art Group

Свежие комментарии

Нет комментариев для просмотра.
Категории
Select the fields to be shown. Others will be hidden. Drag and drop to rearrange the order.
  • Image
  • SKU
  • Rating
  • Price
  • Stock
  • Availability
  • Add to cart
  • Description
  • Content
  • Weight
  • Dimensions
  • Additional information
Click outside to hide the comparison bar
Compare
Что вы ищете?
Пожалуйста, введите слово, которое вы хотите найти, и нажмите «Enter».