Тутмос III взошел на престол после того, как приблизительно в 1497 г, до н.э. скончался его отец, однако был слишком молод для того, чтобы стать царем. Его мачеха Хатшепсут стала регентшей, позже практически узурпировав престол. Она продержалась у власти более двух десятилетий и затем, после смерти, была вычеркнута из анналов египетской истории.
Если Хатшепсут сфокусировала свои силы на реорганизации внутреннего устройства страны, то с приходом к власти Тутмоса III Египет начал активную военную внешнюю политику. Царю пришлось восстановить египетский контроль над Сирией, в Нубии он продвинул границы своего государства вплоть до четвертого порога Нила. Именно при нем египетская внешняя экспансия достигла своей наивысшей точки. Как и все фараоны, он благодарил богов, возводя новые грандиозные сооружения на территории храмового комплекса в Карнаке. Выражение признательности также было демонстрацией силы, включая в том числе и право вычеркнуть из исторической памяти упоминания о ненавистной предшественнице.
Имя и изображения Хатшепсут были уничтожены во многих частях храма. Обелиски, воздвигнутые при царице в центральной части храма Амона, были обложены каменными стенами и «исчезли» из пространства святилища. На их место пришли перечни захваченных иноземных городов и стран, вырезанные на стенах, изображения так называемого «Ботанического сада», зала, где были запечатлены те животные и растения, которые египетские войска увидели во время своих походов к Евфрату. Самым значительным выражением могущества нового царя стал монументальный рельеф на обратной стороне VII пилона храма Амона, на котором Тутмос III изображен повергающим булавой врагов, схваченных за волосы.
Сцена царского триумфа – одна из древнейших в египетском искусстве; этот мотив был стандартизован за тысячелетия истории до того наивысшего образца, который сохранился в Карнаке. Тело царя наклонено вперед в стремительном шаге, правая рука (почти полностью утеряна),сжимающая боевую булаву, высоко поднята, в вытянутой левой руке царь держит за волосы пленных вражеских военачальников, которые намеренно изображены меньшего роста, чем фараон. Схематически переданные многочисленные руки и ступни пленных призваны показать их огромное, почти неисчислимое количество. Они склонили колени, воздев руки в просьбе о пощаде. У них длинные бороды, которые подчеркивают их чужеземный, отличающийся от египетского облик. Некоторые из них изображены в фас, что отчасти выбивается из принятого канона египетского искусства, требовавшего изображать лицо в профиль. Однако именно этот прием дал возможность художнику передать всю глубину их униженного положения, зависимость от царской воли. Напротив царя также изображены бог Амон, владыка Карнака, и богиня, покровительница Фив, по воле которых походы царя оказались такими успешными.
Рельеф на стене храма не отражает какое-то конкретное историческое событие. Защита Египта была неотъемлемой постоянной обязанностью царя. Именно поэтому зачастую художник избегает каких-то конкретных деталей, когда речь идет о врагах Египта, которые непременно должны быть повергнуты. Это изображение несет в себе и скрытый магический подтекст, позволяющий царю вечно одерживать победы и быть могущественным. Рельеф выполнен с почти математической точностью. Руки перпендикулярны по отношению к воображаемой линии, соединяющей голову и ступни. Посох показан строго вертикально, он символизирует незыблемость и стабильность точно так же, как тело царя передает движение.
Купить скульптуру из мрамора можно в нашей компании – «Stone2art Group». В разделе “Наши товары” можно ознакомиться с другими скульптурами и статуями.
Дополнительная информация:
предыдущая статья цикла: “Статуя Сененмута и принцессы Нефрура”
следующая статья цикла: “Статуя сидящей богини Сехмет”
Галерея Шедевры: “Египет. Новое царство”
Все по-настоящему ценное – ценно во все времена! (с) Stone2art Group