Рельеф Супруги на пиру

egyptian_sculptureМолодая женщина, сидящая на стуле, держит в правой руке цветок лотоса, а левой обнимает сидящего перед ней супруга. Ее рука лежит на его левом плече. Именно так в Египте изображались супружеские пары на протяжении веков еще с Древнего царства – отвлеченно и сдержанно, как и требовала роспись гробницы, предназначенной для вечности. Композиция полностью соответствует древнему канону: лица переданы в профиль, плечи – в фас. Левая рука женщины чрезмерно длинна, показана без всякого внимания к анатомическим реалиям.

Этот рельеф, вырезанный в известняке, был создан в эпоху стабильности и процветания Египта, в годы правления фараона Аменхотепа III. В нем, согласно правилам, соблюдена гармония пропорций, линий и объемов. Это время было одной из кульминаций развития классического древнеегипетского искусства.

Следующий царь ниспроверг все достижения искусства времени царствования своих предков, пойдя совершенно иным путем в этой области; при его преемниках былое совершенство превзойти удавалось очень редко.

Изображенная чета, Маи и его супруга Урнур, принадлежала к правящей элите государства; оба они – в пышных плиссированных одеяниях и объемных изысканных париках. На шее мужчины, одного из высших придворных, занимавшего пост начальника царской конницы, надето двойное золотое ожерелье; в руке он держит скипетр, свидетельствующий о его высокой должности. Его жена, показанная в широком ожерелье, с цветочной гирляндой и цветком лотоса на лбу, была дамой из окружения царицы и также исполняла обязанности жрицы богини Муг.

Знатные супруги сидят у пиршественного столика вместе с другими гостями и родственниками, приглашенными на пир владельцем гробницы. Они должны разделить ритуальную трапезу в честь Рамосе, принять участие в «празднестве дома блаженства, сооруженного на западе». Египтяне любили радостные стороны жизни, изысканные яства и обильное питье. Эти воспоминания о жизни земной они не забывали отразить и на стенах гробниц: «Возрадуйся сердцем, пребывай в радости из-за всяких вещей прекрасных, цветок лотоса у ноздрей твоих и мирра – умащение для головы твоей».

Владелец гробницы, Рамосе, был высокопоставленным вельможей, градоначальником Фив и везиром в последние годы правления Аменхотепа III. Он также продолжил службу в первые годы царствования его преемника, Аменхотепа IV (Эхнатона). Обширный погребальный комплекс Рамосе в фиванском некрополе, с роскошным колонным залом, стены которого отделаны лучшими художниками того времени, является превосходным отражением высокого социального статуса владельца. На стене колонного зала у входа рельефы изображают пир и самого владельца, проходящего через очистительные церемонии и совершающего жертвоприношения. На другой стене – роспись с великолепными похоронами Рамосе. Рельефная часть декорировки гробницы не была завершена, а значит – не была расписана. Для того чтобы с ритуальной точки зрения «оживить» изображения, художник подвел черной краской миндалевидные глаза и брови знатных персон, присутствующих на пиру, придав их лицам невероятную жизненность.

Скорее всего, всю гробницу изначально планировали декорировать расписанными рельефами, но, похоже, работа была неожиданно остановлена. Обычно такое случалось, когда заказчик работ по сооружению усыпальницы неожиданно умирал. Может быть, и Рамосе умер неожиданно, однако многое свидетельствует в пользу предположения, что одна из самых роскошных гробниц фиванского некрополя осталась незавершенной потому, что везир последовал за своим юным царем Аменхотепом IV. Аменхотеп IV изменил свое имя на Эхнатон после восшествия на престол и, прервав многие традиции, переехал со своим двором в новую столицу в Амарне. Гости за столиками в незавершенной фиванской гробнице Рамосе все еще участвуют в своем бесконечном празднестве, согласно древним правилам, тогда как в задней части гробницы уже нет ни старых обычаев, ни старых богов, только лишь Атон – бог солнечного диска, которому поклоняется Эхнатон со своими приближенными.

Купить скульптуру из мрамора можно в нашей компании – «Stone2art Group». В разделе “Наши товары” можно ознакомиться с другими скульптурами и статуями.

Дополнительная информация:
предыдущая статья цикла: “Статуя царицы Тейе”
следующая статья цикла: “Голова колосса Эхнатона”
Галерея Шедевры: “Египет. Новое царство”

Все по-настоящему ценное – ценно во все времена! (с) Stone2art Group

Категории
Select the fields to be shown. Others will be hidden. Drag and drop to rearrange the order.
  • Image
  • SKU
  • Rating
  • Price
  • Stock
  • Availability
  • Add to cart
  • Description
  • Content
  • Weight
  • Dimensions
  • Additional information
Click outside to hide the comparison bar
Compare
Что вы ищете?
Пожалуйста, введите слово, которое вы хотите найти, и нажмите «Enter».