Молодая женщина, сидящая на стуле, держит в правой руке цветок лотоса, а левой обнимает сидящего перед ней супруга. Ее рука лежит на его левом плече. Именно так в Египте изображались супружеские пары на протяжении веков еще с Древнего царства – отвлеченно и сдержанно, как и требовала роспись гробницы, предназначенной для вечности. Композиция полностью соответствует древнему канону: лица переданы в профиль, плечи – в фас. Левая рука женщины чрезмерно длинна, показана без всякого внимания к анатомическим реалиям.
Этот рельеф, вырезанный в известняке, был создан в эпоху стабильности и процветания Египта, в годы правления фараона Аменхотепа III. В нем, согласно правилам, соблюдена гармония пропорций, линий и объемов. Это время было одной из кульминаций развития классического древнеегипетского искусства.
Следующий царь ниспроверг все достижения искусства времени царствования своих предков, пойдя совершенно иным путем в этой области; при его преемниках былое совершенство превзойти удавалось очень редко.
Изображенная чета, Маи и его супруга Урнур, принадлежала к правящей элите государства; оба они – в пышных плиссированных одеяниях и объемных изысканных париках. На шее мужчины, одного из высших придворных, занимавшего пост начальника царской конницы, надето двойное золотое ожерелье; в руке он держит скипетр, свидетельствующий о его высокой должности. Его жена, показанная в широком ожерелье, с цветочной гирляндой и цветком лотоса на лбу, была дамой из окружения царицы и также исполняла обязанности жрицы богини Муг.
Знатные супруги сидят у пиршественного столика вместе с другими гостями и родственниками, приглашенными на пир владельцем гробницы. Они должны разделить ритуальную трапезу в честь Рамосе, принять участие в «празднестве дома блаженства, сооруженного на западе». Египтяне любили радостные стороны жизни, изысканные яства и обильное питье. Эти воспоминания о жизни земной они не забывали отразить и на стенах гробниц: «Возрадуйся сердцем, пребывай в радости из-за всяких вещей прекрасных, цветок лотоса у ноздрей твоих и мирра – умащение для головы твоей».
Владелец гробницы, Рамосе, был высокопоставленным вельможей, градоначальником Фив и везиром в последние годы правления Аменхотепа III. Он также продолжил службу в первые годы царствования его преемника, Аменхотепа IV (Эхнатона). Обширный погребальный комплекс Рамосе в фиванском некрополе, с роскошным колонным залом, стены которого отделаны лучшими художниками того времени, является превосходным отражением высокого социального статуса владельца. На стене колонного зала у входа рельефы изображают пир и самого владельца, проходящего через очистительные церемонии и совершающего жертвоприношения. На другой стене – роспись с великолепными похоронами Рамосе. Рельефная часть декорировки гробницы не была завершена, а значит – не была расписана. Для того чтобы с ритуальной точки зрения «оживить» изображения, художник подвел черной краской миндалевидные глаза и брови знатных персон, присутствующих на пиру, придав их лицам невероятную жизненность.
Купить скульптуру из мрамора можно в нашей компании – «Stone2art Group». В разделе “Наши товары” можно ознакомиться с другими скульптурами и статуями.
Дополнительная информация:
предыдущая статья цикла: “Статуя царицы Тейе”
следующая статья цикла: “Голова колосса Эхнатона”
Галерея Шедевры: “Египет. Новое царство”
Все по-настоящему ценное – ценно во все времена! (с) Stone2art Group