Лицо этой удивительной статуи не передает идеальной юной красоты, это портрет пожилой женщины с морщинистой, загоревшей под лучами африканского солнца кожей. Ее глаза полуприкрыты тяжелыми веками, а уголки губ опущены вниз. Художник великолепно передал характер мудрой, властной, многое пережившей женщины. Ее звали Тейе; о ней известно намного больше, чем о других царицах XVIII династии; более знаменитой была, пожалуй, только Хатшепсут.
Тейе являлась «великой супругой царской» Аменхотепа III, который правил Египтом, обожествленный как солнечное божество, в эпоху его наивысшего расцвета. В качестве залога к его двору прибывали «дипломатические жены» – дочери царей Вавилона, Сирии и царства Митанни, расположенного в верхнем течении Евфрата. По его приказу были возведены грандиозные храмы в Карнаке, Луксоре, Мемфисе и Солебе.
Взойдя на престол еще ребенком, под влиянием регентского совета он сделал своей женой Тейе, дочь знатного жреца из провинциального города Ахмима. Причины этого выбора нам неизвестны. Бракосочетание было отражено в текстах на сотнях коммеморативных каменных скарабеев, где были прославлены новая царица и ее родители – Иуйя и Туйя.
Тейе стала одной из немногих цариц, активно участвовавших в политической и религиозной жизни страны еще при жизни своего мужа, что отчасти противоречило традиции. Тейе изображена на многих официальных памятниках вместе с супругом, порой одинакового с ним роста, а иногда – в виде грозного крылатого сфинкса. В Нубии Аменхотеп III соорудил для нее особый храм – «Обитель Тейе», где еще при жизни царица была обожествлена как воплощение Хатхор-Тефнут, оберегающее Египет от чар Африки. Сохранились свидетельства о значительной роли, которую играла Тейе во внешней политике Египта вплоть до своей смерти. Еще при жизни супруга она была в курсе всех дипломатических событий и даже сама переписывалась с иноземными властителями, когда Аменхотеп III скончался после 38 лет правления и на престол взошел ее сын Аменхотеп IV (позже сменивший имя на Эхнатон). Тушратта, царь Митанни, отправил новому царю письмо со словами: «Тейе, мать твоя, знает все, что говорил я отцу твоему».
Тейе пережила своего мужа по меньшей мере на девять лет. Скульптурный портрет из эбенового дерева, скорее всего, являлся частью статуи, тело которой было выполнено из другого материала и которая, вероятно, была разрушена. Когда голову царицы нашли, на ней был спускающийся на затылок парик, сделанный из матового окрашенного холста. Однако исследование с помощью рентгена показало, что под париком на нее надет голов-ной платок из листового серебра. Две золотые кобры – уреи в знак особого статуса царицы некогда возвышались на лбу. Платок, бывший частью белого головного убора афнет, связан с погребальным ритуалом и изображает вдовствующую царицу жрицей, оплакивающей своего супруга. Под внешним париком были обнаружены круглые золотые серьги, также украшенные двумя уреями. На парике некогда возвышался массивный головной убор, состоявший из стилизованных соколиных перьев, солнечного диска и рогов газели, ассоциирующий царицу со звездой Сириус. Он недавно был найден в хранилищах Берлинского музея и возвращен на голову Тейе.
Купить скульптуру из мрамора можно в нашей компании – «Stone2art Group». В разделе “Наши товары” можно ознакомиться с другими скульптурами и статуями.
Дополнительная информация:
предыдущая статья цикла: “Статуя сидящей богини Сехмет”
следующая статья цикла: “Рельеф Супруги на пиру”
Галерея Шедевры: “Египет. Новое царство”
Все по-настоящему ценное – ценно во все времена! (с) Stone2art Group