Статуя Сененмута и принцессы Нефрура

egyptian_sculptureСтатуя изображает сидящего мужчину, облаченного в длинное облегающее одеяние. Он поджал ноги, сложил руки на коленях. Его тело выполнено в форме объемного равностороннего квадрата, что позволило назвать такие статуи кубообразными. Этот тип статуй, впервые появившийся во время Среднего царства и изображавший частных лиц, сохранил свою популярность на протяжении всего Нового царства и Позднего времени.

Кубообразная статуя – самый оригинальный и, пожалуй, самый египетский тип скульптуры. Его можно объяснить, как художественную интерпретацию надежды на возрождение: подобно утробе, блок камня «вмещает» в себя умершего, сидящего в позе зародыша и ожидающего, когда в знак его нового существования взойдет солнце. Если солнечные лучи коснутся его лица или же его имя будет произнесено, он сможет подняться из своей гробницы и «выйти в свет дня».

Только очень высокопоставленные египтяне получали от царя привилегию, позволяющую им устанавливать свои собственные статуи в храмах. Обширная поверхность кубообразных статуй позволяла ее использовать для того, чтобы запечатлеть для грядущих поколений и «для вечности» титулы изображенного и порой его автобиографию. Так, например, на кубообразной статуе Сененмута из Египетского музея в Каире можно прочитать, что он являлся одним из самых высокопоставленных вельмож своего времени, был приближен к царю и к концу своей карьеры имел около 70 официальных и почетных титулов.

Портрет Сененмута, поврежденный еще в древности, хорошо передает черты округлого, мягко смоделированного лица мужчины средних лет с большими ушами, выполненными так для того, чтобы он мог слышать храмовые молитвы и обращения к нему живых. Его глаза широко открыты, брови – четко очерчены, небольшой рот – чувствен. Сененмут, происходивший из не очень знатной семьи, сделал головокружительную военную и административную карьеру. Он стал фаворитом и, возможно, любовником царицы Хатшепсут, женщины, которая узурпировала царскую власть в стране более чем на два десятилетия. Возможно, он способствовал ее возвышению вопреки традиции, по которой единолично править мог только мужчина. Как главный царский архитектор Сененмут спланировал и реализовал грандиозную строительную программу своей госпожи. «Прибыл Сененмут, чтобы начать работы над великими обелисками миллионов лет», – гласит надпись на скале в гранитных каменоломнях Асуана. Именно он создал официальные символы власти царицы, сформировал художественный стиль ее времени и воздвиг ее все еще впечатляющий грандиозный заупокойный храм в Дейр эль-Бахри.

Хатшепсут назначила Сененмута воспитателем своей единственной дочери, принцессы Нефрура. Эта должность также упомянута в надписи на его кубообразной статуе. Нефрура сидит у него на коленях, полностью скрытая широкой накидкой своего воспитателя; видна лишь ее голова. Как и все египетские дети, с правой стороны головы она носит так называемый «локон юности». Царская кобра на лбу свидетельствует о ее положении наследницы трона. Она умерла приблизительно на 11-м году правления матери. Сененмут также попал в опалу на 16-м году царствования Хатшепсут; когда он умер – неизвестно. Как и Хатшепсут, он стал жертвой посмертного уничтожения, когда были стерты его имена, а статуи – повреждены, причем так, чтобы с магической точки зрения он не мог видеть после смерти, ощущать запах и дышать. Около двадцати статуй Сененмута, семь из которых изображали его вместе с принцессой Нефрура, были установлены в храме Амона в Карнаке. В заупокойном храме своей госпожи, там, где стены у проходов должны были закрываться дверями и не особенно бросаться в глаза, он изобразил самого себя; под храмом он соорудил для себя невероятную тайную гробницу, сопоставимую с царской. Потолок гробницы был декорирован великолепными астрономическими изображениями и текстами. Он так и не был в ней похоронен. Прошли тысячелетия, прежде чем египтологи узнали о ее существовании и непростой судьбе великого временщика царицы Хатшепсут.

 

Купить скульптуру из мрамора можно в нашей компании – «Stone2art Group». В разделе “Наши товары” можно ознакомиться с другими скульптурами и статуями.

Дополнительная информация:
предыдущая статья цикла: “Рельеф с саркофага царицы Хатшепсут”
следующая статья цикла: “Рельеф Фараона Тутмоса III, повергающего врагов”
Галерея Шедевры: “Египет. Новое царство”

Все по-настоящему ценное – ценно во все времена! (с) Stone2art Group

Свежие комментарии

Нет комментариев для просмотра.
Категории
Select the fields to be shown. Others will be hidden. Drag and drop to rearrange the order.
  • Image
  • SKU
  • Rating
  • Price
  • Stock
  • Availability
  • Add to cart
  • Description
  • Content
  • Weight
  • Dimensions
  • Additional information
Click outside to hide the comparison bar
Compare
Что вы ищете?
Пожалуйста, введите слово, которое вы хотите найти, и нажмите «Enter».