Статуя Сененмута и принцессы Нефрура

egyptian_sculptureСтатуя изображает сидящего мужчину, облаченного в длинное облегающее одеяние. Он поджал ноги, сложил руки на коленях. Его тело выполнено в форме объемного равностороннего квадрата, что позволило назвать такие статуи кубообразными. Этот тип статуй, впервые появившийся во время Среднего царства и изображавший частных лиц, сохранил свою популярность на протяжении всего Нового царства и Позднего времени.

Кубообразная статуя – самый оригинальный и, пожалуй, самый египетский тип скульптуры. Его можно объяснить, как художественную интерпретацию надежды на возрождение: подобно утробе, блок камня «вмещает» в себя умершего, сидящего в позе зародыша и ожидающего, когда в знак его нового существования взойдет солнце. Если солнечные лучи коснутся его лица или же его имя будет произнесено, он сможет подняться из своей гробницы и «выйти в свет дня».

Только очень высокопоставленные египтяне получали от царя привилегию, позволяющую им устанавливать свои собственные статуи в храмах. Обширная поверхность кубообразных статуй позволяла ее использовать для того, чтобы запечатлеть для грядущих поколений и «для вечности» титулы изображенного и порой его автобиографию. Так, например, на кубообразной статуе Сененмута из Египетского музея в Каире можно прочитать, что он являлся одним из самых высокопоставленных вельмож своего времени, был приближен к царю и к концу своей карьеры имел около 70 официальных и почетных титулов.

Портрет Сененмута, поврежденный еще в древности, хорошо передает черты округлого, мягко смоделированного лица мужчины средних лет с большими ушами, выполненными так для того, чтобы он мог слышать храмовые молитвы и обращения к нему живых. Его глаза широко открыты, брови – четко очерчены, небольшой рот – чувствен. Сененмут, происходивший из не очень знатной семьи, сделал головокружительную военную и административную карьеру. Он стал фаворитом и, возможно, любовником царицы Хатшепсут, женщины, которая узурпировала царскую власть в стране более чем на два десятилетия. Возможно, он способствовал ее возвышению вопреки традиции, по которой единолично править мог только мужчина. Как главный царский архитектор Сененмут спланировал и реализовал грандиозную строительную программу своей госпожи. «Прибыл Сененмут, чтобы начать работы над великими обелисками миллионов лет», – гласит надпись на скале в гранитных каменоломнях Асуана. Именно он создал официальные символы власти царицы, сформировал художественный стиль ее времени и воздвиг ее все еще впечатляющий грандиозный заупокойный храм в Дейр эль-Бахри.

Хатшепсут назначила Сененмута воспитателем своей единственной дочери, принцессы Нефрура. Эта должность также упомянута в надписи на его кубообразной статуе. Нефрура сидит у него на коленях, полностью скрытая широкой накидкой своего воспитателя; видна лишь ее голова. Как и все египетские дети, с правой стороны головы она носит так называемый «локон юности». Царская кобра на лбу свидетельствует о ее положении наследницы трона. Она умерла приблизительно на 11-м году правления матери. Сененмут также попал в опалу на 16-м году царствования Хатшепсут; когда он умер – неизвестно. Как и Хатшепсут, он стал жертвой посмертного уничтожения, когда были стерты его имена, а статуи – повреждены, причем так, чтобы с магической точки зрения он не мог видеть после смерти, ощущать запах и дышать. Около двадцати статуй Сененмута, семь из которых изображали его вместе с принцессой Нефрура, были установлены в храме Амона в Карнаке. В заупокойном храме своей госпожи, там, где стены у проходов должны были закрываться дверями и не особенно бросаться в глаза, он изобразил самого себя; под храмом он соорудил для себя невероятную тайную гробницу, сопоставимую с царской. Потолок гробницы был декорирован великолепными астрономическими изображениями и текстами. Он так и не был в ней похоронен. Прошли тысячелетия, прежде чем египтологи узнали о ее существовании и непростой судьбе великого временщика царицы Хатшепсут.

Купить скульптуру из мрамора можно в нашей компании – «Stone2art Group». В разделе “Наши товары” можно ознакомиться с другими скульптурами и статуями.

Дополнительная информация:
предыдущая статья цикла: “Рельеф с саркофага царицы Хатшепсут”
следующая статья цикла: “Рельеф Фараона Тутмоса III, повергающего врагов”
Галерея Шедевры: “Египет. Новое царство”

Все по-настоящему ценное – ценно во все времена! (с) Stone2art Group

Категории
Select the fields to be shown. Others will be hidden. Drag and drop to rearrange the order.
  • Image
  • SKU
  • Rating
  • Price
  • Stock
  • Availability
  • Add to cart
  • Description
  • Content
  • Weight
  • Dimensions
  • Additional information
Click outside to hide the comparison bar
Compare
Что вы ищете?
Пожалуйста, введите слово, которое вы хотите найти, и нажмите «Enter».