Статуя изображает сидящего мужчину, облаченного в длинное облегающее одеяние. Он поджал ноги, сложил руки на коленях. Его тело выполнено в форме объемного равностороннего квадрата, что позволило назвать такие статуи кубообразными. Этот тип статуй, впервые появившийся во время Среднего царства и изображавший частных лиц, сохранил свою популярность на протяжении всего Нового царства и Позднего времени.
Кубообразная статуя – самый оригинальный и, пожалуй, самый египетский тип скульптуры. Его можно объяснить, как художественную интерпретацию надежды на возрождение: подобно утробе, блок камня «вмещает» в себя умершего, сидящего в позе зародыша и ожидающего, когда в знак его нового существования взойдет солнце. Если солнечные лучи коснутся его лица или же его имя будет произнесено, он сможет подняться из своей гробницы и «выйти в свет дня».
Только очень высокопоставленные египтяне получали от царя привилегию, позволяющую им устанавливать свои собственные статуи в храмах. Обширная поверхность кубообразных статуй позволяла ее использовать для того, чтобы запечатлеть для грядущих поколений и «для вечности» титулы изображенного и порой его автобиографию. Так, например, на кубообразной статуе Сененмута из Египетского музея в Каире можно прочитать, что он являлся одним из самых высокопоставленных вельмож своего времени, был приближен к царю и к концу своей карьеры имел около 70 официальных и почетных титулов.
Портрет Сененмута, поврежденный еще в древности, хорошо передает черты округлого, мягко смоделированного лица мужчины средних лет с большими ушами, выполненными так для того, чтобы он мог слышать храмовые молитвы и обращения к нему живых. Его глаза широко открыты, брови – четко очерчены, небольшой рот – чувствен. Сененмут, происходивший из не очень знатной семьи, сделал головокружительную военную и административную карьеру. Он стал фаворитом и, возможно, любовником царицы Хатшепсут, женщины, которая узурпировала царскую власть в стране более чем на два десятилетия. Возможно, он способствовал ее возвышению вопреки традиции, по которой единолично править мог только мужчина. Как главный царский архитектор Сененмут спланировал и реализовал грандиозную строительную программу своей госпожи. «Прибыл Сененмут, чтобы начать работы над великими обелисками миллионов лет», – гласит надпись на скале в гранитных каменоломнях Асуана. Именно он создал официальные символы власти царицы, сформировал художественный стиль ее времени и воздвиг ее все еще впечатляющий грандиозный заупокойный храм в Дейр эль-Бахри.
Купить скульптуру из мрамора можно в нашей компании – «Stone2art Group». В разделе “Наши товары” можно ознакомиться с другими скульптурами и статуями.
Дополнительная информация:
предыдущая статья цикла: “Рельеф с саркофага царицы Хатшепсут”
следующая статья цикла: “Рельеф Фараона Тутмоса III, повергающего врагов”
Галерея Шедевры: “Египет. Новое царство”
Все по-настоящему ценное – ценно во все времена! (с) Stone2art Group