Удивительный головной убор этой деревянной статуи выполнен в форме пары поднятых рук с открытыми ладонями, которые, возможно, передают защитный жест, призванный отогнать любое зло.
Эта статуя ка стояла нетронутая в деревянном наосе на полу в шахтовой гробнице в Дахшуре к югу от Саккары. Несколько царей Древнего и Среднего царств возвели здесь свои пирамиды; поблизости от комплекса пирамид великого Аменемхета III была расположена и шахтовая гробница Ауибра Хора, фараона XIII династии.
Статуя сохранилась превосходно; утеряны только скипетр и посох. Фараон изображен стоящим, традиционно выставив вперед в шаге левую ногу. К его подбородку прикреплена длинная заплетенная ритуальная бородка, характерная для изображений богов и умерших царей. На голове статуи – классический трехчастный парик. Глаза статуи – поразительно живые. Глазницы выполнены из бронзы, белки – из известняка, а радужная оболочка – из горного хрусталя. На веках, парике и бородке сохранились следы золочения; увы, при соприкосновении с воздухом тонкий слой грунта, который служил основой для позолоты, рассыпался в пыль. Тело статуи, судя по всему, было покрыто пигментом зеленого цвета, ассоциирующимся с Нилом, плодородием и бессмертием.
Две руки с открытыми ладонями, служащие своеобразным головным убором этой статуи, – это иероглиф, обозначающий понятие ка, персонифицированной жизненной силы. Точно так же звучало слово для обозначения быка, поэтому это понятие изначально связывалось с мужской потенцией, позже ассоциируясь не только с физической, но и духовной жизненной силой каждого существа. По легенде, Хнум, бог- творец, создает во время рождения и младенца, и его ка. Таким образом, ка – это всегда часть индивидуальности и личности владельца. Ка всегда сопровождает его наподобие двойника, даже после смерти, и обеспечивает существование усопшего, принимая жертвенные приношения.
В египетской религии не было простой концепции двойственности тела и души; египтяне верили в то, что человеческая сущность включает в себя девять составляющих. То, что мы называем душой, реализовывалось через понятия ба, ах и ка. Всепроникающий ба мог вылетать из тела усопшего и порой изображался в виде птицы с человеческой головой, сидящей на дереве перед гробницей. Просветленный дух, или ах, считался наивысшим проявлением человеческой сущности. Тень, сердце, имя, сила также были очень важными составляющими; все они участвовали в загробном суде над умершим в Дуэте – ином мире. Лишь ка оставался в гробнице, именно ему для благополучного существования были необходимы жертвы. Если вдруг мумифицированное тело было уничтожено, ка мог переместиться в статую умершего. На случай такой неожиданной необходимости замены статуя ка помещалась в гробницу и ставилась там непосредственно у погребальной камеры. Точно так же жертвы пищей, принесенные для ка, могли быть заменены изображениями на стенах гробницы или на самом жертвенном столе. В сознании египтян отец был источником ка для каждого человека, в то время как сын был для отца воплощением его ба. Аналогичная жизненная сила у женщин называлась «хемуст».
Египетские художники были очень хорошо осведомлены в магических практиках, знание которых передавалось из поколения в поколение. Это знание играло большую роль во время создания произведения искусства. Завершенная статуя, как и мумия, проходила через особый ритуал – «церемонию отверзания уст и очей», после чего считалась живым существом. Художник Иртисен, современник царей XI династии, с гордостью сообщал в тексте своей заупокойной стелы: «Я знал тайну божественных слов, ведение обрядов богослужения. Я устраивал всякие магические обряды так, что ничто не ускользало от меня. Но я был и художником, опытным в искусстве своем».
Купить скульптуру из мрамора можно в нашей компании – «Stone2art Group». В разделе “Наши товары” можно ознакомиться с другими скульптурами и статуями.
Дополнительная информация:
предыдущая статья цикла: “Статуя сидящего Хертихотепа”
Галерея Шедевры: “Египет. Среднее царство”
Все по-настоящему ценное – ценно во все времена! (с) Stone2art Group