Эта статуя предназначалась не для темноты сердаба – культового помещения в гробнице, а для просторного храмового двора, где ее могли видеть все, посетившие святилище. Ее создали не только для обеспечения бессмертия землевладельца Хертихотепа, но и для того, чтобы поместить его образ в божественное пространство. Благодаря этому его бессмертная сущность могла принимать участие в ежедневном отправлении храмового богослужения, во время которого жертвенные дары подносились статуям богов, царей и частных лиц, а позже сжигались. Хертихотеп никогда не был одним из крупнейших вельмож государства. Он являлся служащим высокого ранга; то, что ему было позволено установить свою статую в храме, говорит о его довольно высоком социальном статусе. Несмотря на то что храмовые дворы открывались для народа исключительно по большим государственным или местным праздникам, статуи Хертихотепа и его современников свидетельствуют о желании вельмож эпохи Среднего царства продемонстрировать свое значительное положение в обществе и власть.
К концу правления XII династии в результате реформ сложился новый социальный слой служащих, которые не имели родственных связей с местной аристократией, потерявшей большую часть своего влияния в эпоху беспорядков, которой завершилось Древнее царство. Новые чиновники высокого уровня стали дополнительными выгодными заказчиками для египетских художников. Для них было изготовлено большое число небольших статуй и заупокойных стел. На протяжении долгого времени только цари, имевшие статус божества, и ближайшие члены их окружения имели право создавать свои прижизненные и заупокойные изображения. Однако во время нестабильного I Переходного периода многие царские привилегии подверглись демократизации. Конечно, мастера в основном продолжали работать по царскому заказу, однако с разрешения фараона они могли принять заказ и на изготовление статуй частного лица, предназначенных для установки в храме. Художники постепенно вводили новые типы статуй; появляются так называемые кубообразные статуи и статуи, изображающие человека завернутым в длинную накидку, в которых блоковидный силуэт сочетается с мягкой моделировкой лица.
Сидя на стуле с низкой спинкой, Хертихотеп придерживает руками на груди края своей длинной и широкой накидки. Традиционное изображение фигуры степенно сидящего человека еще со времени Древнего царства было способом передачи высокого социального статуса изображаемого. Новые черты – руки на груди и неподвижное положение тела человека, который словно погружен в благочестивые размышления. Лицо Хертихотепа, серьезное, полное достоинства, с широко раскрытыми глазами и немного опущенными уголками губ, обрамлено длинным париком и напоминает царские портреты этого времени.
Эпоха, когда идеалом было изображение шагающего вперед вечномолодого человека в короткой набедренной повязке, прошла. На смену оптимизму статуй Древнего царства пришли строгие, аскетичные, почти блоковидные статуи человека словно завернутого в одеяние. Они стали основой нового стиля, который, несмотря на некоторую типизацию, не приукрашивал человека, передавая его индивидуальность и сохраняя единообразие. Статуя Хертихотепа – один из лучших его образцов.
Скульпторы Среднего царства часто избирали в качестве материала для своих работ, предназначенных для храма, не дерево, а твердые породы камня, трудные в обработке. Эти статуи отличаются превосходно выполненной поверхностью, отшлифованной или отполированной; художники знали, как добиться передачи самых тонких и пластичных деталей, используя такой твердый материал. Им порой удавалось создать работы высочайшего художественного уровня, такие как эта статуя Хертихотепа, считавшиеся самими египтянами «классическими». Позже они служили образцами для многих поколений художников.
Купить скульптуру из мрамора можно в нашей компании – «Stone2art Group». В разделе “Наши товары” можно ознакомиться с другими скульптурами и статуями.
Дополнительная информация:
предыдущая статья цикла: “Сфинкс Сенусерта III”
следующая статья цикла: “Статуя ка царя Ауибра Хора”
Галерея Шедевры: “Египет. Среднее царство”
Все по-настоящему ценное – ценно во все времена! (с) Stone2art Group