Андреас Шлютер (1660/1665-1714)

Andreas_SchluterВ качестве скульптора и архитектора Андреас Шлютер состоял на службе прусских королей, и современники называли его «северным Микеланджело». Он был ярким представителем европейского и петровского барокко, с именем которого также связано много нерешенных вопросов в связи с его работой в России.

Существуют разноречивые мнения специалистов об авторстве Шлютера в декоративной отделке фасадов Летнего дворца в Санкт-Петербурге и оформлении внутренних помещений Петергофского Монплезира. Вместе с тем в выполненных под его руководством скульптурно-орнаментальных произведениях можно найти все то новое, что отражало особенности формирующихся духовных и культурных ценностей Петровской эпохи.

Андреас Шлютер родился в 1660 (1665) году в семье гамбургского скульптора, переселившегося в Данциг. В юности он учился художественному ремеслу у скульптора Д. Заповиуса, а завершил образование в Голландии, испытав при этом сильное влияние нидерландского барокко.

Самостоятельный и вполне успешный творческий путь Шлютер начинал придворным скульптором в Варшаве в 1680-1682 годах. В 1694 году курфюрст Фридрих III приглашает его в Берлин, где, получив должность придворного скульптора, он одновременно назначается товарищем директора Академии художеств. В этот период в произведениях Шлютера видно влияние работ яркого представителя итальянского барокко Л. Бернини, а также французского классицизма, что говорит о его поездках для совершенствования творчества в Италию и Францию.

Andreas_SchlueterСамым плодотворным периодом для Шлютера, принесшим ему заслуженную славу, явился 1696 год. Выступая сразу в двух ипостасях – архитектора и скульптора, он заканчивает постройку Линценбургского дворца, завершает пластическую декорацию мраморного зала Потсдамского дворца и создает свое самое значительное монументальное произведение – конный Памятник великому курфюрсту (Фридриху Вильгельму) в Берлине, он был установлен в 1703 году на Длинном мосту, вблизи строящегося королевского дворца. Сидящий на коне основатель прусской монархии воплощал собой образ мудрого и грозного властелина.

Памятник великому курфюрсту Шлютер исполнил под влиянием конного памятника Людовику XIV работы французского скульптора Ф. Жирардона – типичного образца парадного портрета. Их сходство проявляется в композиции фигур коня и всадника, одежде и даже прическе, при этом фигура курфюрста кажется более грузной и тяжелой и вместе с тем более динамичной.

Правитель Пруссии представлен в виде грозного римского полководца в короткой античной тунике и сандалиях, в парике, с длинными локонами, торжественно восседающего на неспешно идущем коне. Особой пышностью, по сравнению с французским аналогом, отличается типично барочный постамент с двумя большими рельефными картушами и четырьмя фигурами рабов, задрапированных в одежды с живописными складками и символизирующих доблестные победы Пруссии.

В 1697 году Шлютер вновь проявил себя как монументалист, создав бронзовую статую курфюрста Фридриха III для Кёнигсберга, а в 1713 году ему надгробный памятник (о них мало что известно).

Andreas_SchlueterВ дальнейшем вся творческая жизнь Шлютера связана в основном с архитектурой, где он выступал в роли зодчего и блестящего мастера монументально-декоративной пластики. В 1698 году он завершил постройку берлинского Арсенала, начатого архитектором Нэрингом, и приступил к его декоративной отделке. Как истинный представитель барокко, Шлютер с большой пышностью оформил главный и выходящие во двор фасады здания. Главный фасад декорирован крупной лепной орнаментикой, в которой преобладают мотивы военных трофеев, символизирующих триумф победы. Напротив, трагическая тема звучит в оформлении дворовых фасадов: они украшены рельефными масками воинов, умирающих на полях сражений. В них, используя сильные светотеневые контрасты, придающие живописность и динамизм форме, скульптор с большим реализмом передает различные моменты страданий раненых. Воины показаны им и кричащими от боли, и усилием воли ее преодолевающими, и обессилевшими, покорно ждущими смерти.

Шлютер является автором оформления южного, северного и дворовых фасадов, а также лестницы и интерьеров некоторых парадных комнат Берлинского дворца, директором, а потом и главным архитектором которого он был назначен в 1699 году. Из-за интриг своего соперника архитектора Эозандера фон Гёте в 1706 году он был отстранен от работ, связанных с постройкой дворца, и стал выполнять преимущественно небольшие заказы частного характера. Его дальнейшая карьера архитектора и скульптора была связана с Россией, где он проработал всего один год.

Получив в 1713 году от Петра I высокую должность «баудиректора» и огромное по тем временам годовое жалованье в пять тысяч рублей, Шлютер в качестве архитектора и скульптора приступил к расширению и декоративному оформлению Летнего дворца, построенного для Петра I в голландском стиле итальянским архитектором Д. Трезини. После смерти Шлютера отделочными работами помещений до середины 1720-х годов занимались архитекторы И. Браунштейн и Г. Матгарнова.

Andreas_SchlueterУчитывая характер трезиниевской архитектуры, Шлютер тактично на всех четырех фасадах здания помещает обрамленные и изолированные от стен 29 барельефов. Их изображения в аллегорической и символической форме повествуют о борьбе России за выход к Балтийскому морю и о превращении ее в морскую державу. Сюжеты барельефов решены в жанре марины, и в основе их лежат мифологические сцены, имеющие отношение к морю. Всюду видны морские волны, кораблики, дельфины, фантастические животные и человеческие фигурки на песчаном берегу. Среди них выделяются композиции: «Амур на морском льве» (на фасаде, обращенном к Неве), «Амур, лежащий на дельфине» (на фасаде, обращенном к Фонтанке), «Триумф Нептуна и Амфитриты» и «Персей, побеждающий Медузу Горгону» (на главном фасаде) и другие (все – 1714, кирпичная крошка, серая известь, намазка). Некоторые из них исполнены довольно посредственно и даже слабо. Неизвестный автор, а возможно и не один, выполнял их по рисункам Шлютера.

Известный отечественный историк искусства Н.Н. Коваленская с его именем связывала четыре барельефа, помещенных на фасаде, выходящем на Фонтанку, отмеченных более высоким уровнем пластического решения.

Шлютеру также приписывается великолепное резное панно вертикальной формы с изображением Минервы с совой (1714, дуб), украшающее вестибюль Летнего дворца. Вся поверхность его заполнена стоящей фигурой античной богини со шлемом на голове, одетой в доспехи, на которые наброшены пышные драпировки. В правой руке она держит копье, острием направленное кверху, а левой изящной рукой придерживает щит. Спокойное лицо Минервы, повернутое в три четверти, и S-образный изгиб фигуры говорят о ее расслабленном и умиротворенном состоянии, внося ощущение мира и покоя. Здесь, в доме, она уже не воительница, а охранительница домашнего очага, о чем символизирует примостившаяся справа у ее ног сова с расправленными крыльями.

После окончания работ в Летнем дворце Шлютер руководил постройкой Большого дворца и Монплезира в Петергофе, которые после его смерти достраивал Браунштейн. Возможно, он успел принять участие в скульптурно-орнаментальном убранстве интерьеров особо любимого Петром I Монплезира.

Andreas_Schlueter

Короткая творческая деятельность Шлютера в России из-за его скоропостижной смерти 4 июля 1714 года не дала ему возможности ярко и полно проявить себя в нашей стране в качестве архитектора и декоратора.

Дополнительные материалы:
Галерея “Шедевры”. Андреас Шлютер.
 

Купить скульптуру из мрамора можно в нашей компании Stone2art Group.

Все по-настоящему ценное – ценно во все времена! (с) Stone2art Group

Свежие комментарии

Нет комментариев для просмотра.
Категории
Select the fields to be shown. Others will be hidden. Drag and drop to rearrange the order.
  • Image
  • SKU
  • Rating
  • Price
  • Stock
  • Availability
  • Add to cart
  • Description
  • Content
  • Weight
  • Dimensions
  • Additional information
Click outside to hide the comparison bar
Compare
Что вы ищете?
Пожалуйста, введите слово, которое вы хотите найти, и нажмите «Enter».