Николай Пино (Пиновий) (1684-1754)

Nikolay_PinoНиколай Пино был известен в XVIII веке как замечательный резчик по дереву, рисовальщик, скульптор и декоратор, а позже как автор книги по орнаменту. Будучи во Франции, он работал при дворе Людовика XIV. Когда ему было 32 года, его пригласил в Россию, обещая протекцию и хорошо оплачиваемую работу, французский архитектор Ж.Б. Леблон.

В Петербург Пино приехал, как и итальянский скульптор Б.К. Растрелли, в 1716 году, но в отличие от него ограничил свою деятельность лишь декоративно-прикладной областью. За более чем 10-летний период пребывания в русской столице он исполнил множество монументально-декоративных произведений по украшению дворцовых интерьеров, фонтанов и парков, большинство из которых не сохранились.Барон Н.Н. Врангель в статье, посвященной творчеству Пино, ссылаясь на документы, пишет, что он исполнил следующие работы: «в 1719 году – резал украшения “Новой галереи Сада Его Царского величества”, фонтаны и кашкады; в 1721 – две модели дельфинов для фонтанов в Петергофе; в 1723 – “деревянная драка, гада семиглавого”, в 1724 году работал в Новых Летних палатах, в 1725 – вылепил “вошные модели” для медного столба, на котором резные баталии».

Высоким мастерством, тщательной проработкой каждой детали отмечены его декоративные резные панно во дворце Марли и четырнадцать резных дубовых панно в кабинете Петра I в Большом дворце в Петергофе. Создателем проекта всей декорации Дубового кабинета являлся архитектор Леблон, автором рисунков и моделей панно – Пино, а исполнителями были французские мастера Ж. Мишель, Фоле, Фодрэ, Токонэ. До наших дней дошли восемь деревянных рельефов, изображающих в аллегорической форме времена года, месяцы, атрибуты науки, искусства и военного дела, прославляющих петровские преобразования.

Nikolay_PinoNikolay_PinoNikolay_Pino

Окунувшись с головой в бурную российскую жизнь, Пино принимает активное участие во многих проектах Петра I. Вместе с Б.К. Растрелли, К. Оснером и Н. Микетти он работает над украшением триумфального столпа, который должен был увековечить славные деяния России. Модель столпа сделал в 1723 году в токарной мастерской Петра I механик и изобретатель А.К. Нартов. От триумфального столпа (не был воплощен) сохранились медные и бронзовые рельефы, запечатлевшие события Северной войны, изготовленные Нартовым. Пино приписываются три медальона с изображением битв при Нотебурге, Нарве и Калише.

В содружестве с архитектором Микетти он создает проект башни-маяка для Кронштадта в виде триумфальных ворот, обильно украшенных скульптурой (не были осуществлены).С Оснером и Ф. Вассу Пино также участвовал в скульптурном оформлении Петровских ворот Петропавловской крепости.

В 1716 году он работал вначале с Оснером, а затем с архитектором Леблоном над декоративным убранством парадного зала дворца Монплезир в Петергофе, в котором находятся восемь замечательных мужских и женских полуфигур, выполненных неизвестными мастерами и играющих особую роль в украшении зала. Безупречные по лепке и тончайшей проработке деталей четыре пары атлантов и кариатид, олицетворяющих времена года, органично вырастают из монументальных, со сложной лепниной кронштейнов и держат на плечах свод потолка, перекликаясь с сюжетной основой живописного решения зала. Именно здесь можно найти все то новое, что отражало особенности формирующихся духовных и культурных ценностей Петровской эпохи.

После смерти Петра I Пино участвовал в убранстве траурного зала в Зимнем дворце, где находился гроб покойного императора. С 1725 года по договору мастер занимался обучением молодых русских резчиков. Известно, что в 1726 году он делал модели уток и собачки-фаворитки для одного из петергофских фонтанов. Имея репутацию виртуозного резчика, Пино также был прекрасным рисовальщиком, создав ряд замечательных рисунков, которые, по свидетельству Врангеля, до революции находились в Музее барона Штиглица.

Nikolay_PinoNikolay_PinoNikolay_Pino

Вернувшись в Париж в 1730-1740-х годах, Пино стал модным декоратором и много работал по заказам королевского двора и знати, создав целую школу своих последователей.

Дополнительные материалы:
Галерея “Шедевры”. Николай Пино.

Копии скульптур из мрамора можно заказать в нашей компании – Stone2art Group.

Все по-настоящему ценное – ценно во все времена! (с) Stone2art Group

Свежие комментарии

Нет комментариев для просмотра.
Категории
Select the fields to be shown. Others will be hidden. Drag and drop to rearrange the order.
  • Image
  • SKU
  • Rating
  • Price
  • Stock
  • Availability
  • Add to cart
  • Description
  • Content
  • Weight
  • Dimensions
  • Additional information
Click outside to hide the comparison bar
Compare
Что вы ищете?
Пожалуйста, введите слово, которое вы хотите найти, и нажмите «Enter».