В России переход от декоративного стиля барокко к классицизму имел более радикальный характер, чем на Западе. Огромную роль в русской архитектуре играл городской ансамбль, достигший на рубеже XVIII-XIX веков небывалого развития. Свое начало он получил еще в строительстве Петербурга при Петре I, и только во второй половине XVIII века, вместе с проникновением демократических идей в дворянскую культуру, дворцовый ансамбль уступил место городскому, отражая новую идею «отечества всех сословий».
Это хорошо видно в грандиозном проекте Кремлевского дворца В.И. Баженова, задуманного им как дворец-акрополь, объединенный с народным форумом.
На рубеже XVIII-XIX веков, когда русский классицизм вступил в свою зрелую стадию, приходит новое понимание синтеза искусства, в особенности архитектуры и скульптуры.
Если в период господства в искусстве стиля барокко скульптура имела чисто украшательский характер и была неотделима от здания, сливаясь с его архитектурными формами, то совершенно иные задачи она решала в эпоху классицизма. В ней стали видеть одно из важных средств выражения основной идеи сооружения, направленной на воплощение нового художественного идеала в пластических образах, прославляющих гражданские доблести, военные подвиги и патриотизм.
В замысле архитектора А.Д. Захарова при строительстве петербургского Адмиралтейства скульптуре было отведено исключительно важное место в убранстве фасадов и интерьеров. Ф.Ф. Щедрин, В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов и И.И. Теребенев участвовали в создании статуй, барельефов и многочисленных лепных украшений для этого грандиозного сооружения.
Основная тема скульптурного декора Адмиралтейства – море, где человек властвует над водной стихией и побеждает ее. Есть сюжеты, отражающие конкретные исторические события, как, например, в горельефе Теребенева «Заведение российского флота Петром I».
Можно назвать еще целый ряд блестящих примеров синтеза архитектуры и скульптуры в Петербурге, его пригородах, а также в Москве, где активно работали лучшие представители отечественной пластики: И.П. Мартос, Щедрин (Казанский собор, архитектор А.Н. Воронихин), И.П. Прокофьев (Павловский дворец, архитектор Ч. Камерон), Ф.Г. Гордеев (дворец в Останкино).
Выдающимися скульпторами-декораторами были Демут-Малиновский и Пименов, которые в тесном содружестве с архитектором К.И. Росси создали скульптурное убранство арки Главного штаба, Александрийского театра, Михайловского дворца, Елагиноостровского ансамбля, зданий Сената и Синода в Петербурге.
Копии скульптур из мрамора можно заказать в нашей компании – Stone2art Group.
Все по-настоящему ценное – ценно во все времена! (с) Stone2art Group