Особую торжественную атмосферу залов, где выставлены расписные вазы, во многом создают античные мраморные статуи. Смотреть на них не менее интересно.
Правда, не всегда бывает понятно, почему так, а не иначе выглядит скульптурное произведение. Чтобы лучше во всем этом разобраться, надо вспомнить сначала о том, как работал греческий скульптор.
Слово «скульптура» происходит от латинского глагола – sculpere, что значит «высекаю». Действительно, скульптору приходится высекать свое творение из твердого материала: известняка, мрамора, гранита или другого камня, или из дерева.
Работают скульпторы, как и бронзолитейшики, по заранее подготовленным эскизам или по моделям, вылепленным из глины. Для того чтобы рубить твердый камень, нужны прочные инструменты, и они были у древнегреческих ваятелей почти такие же, как у современных мастеров.
Это железные или бронзовые киянка-молоток, шпунт, скарпель, троянка и сверло. При помощи шпунта (стержня с острым четырехгранным наконечником), по которому ударяли киянкой, от блока камня откалывали лишние куски, чтобы получить скульптуру нужных очертаний. Троянкой и скарпелями прорабатывали детали. Сверла позволяли делать углубления, например, в складках одежды. Поверхность мраморной скульптуры обязательно старались сделать гладкой, а еще раскрасить и покрыть воском для лучшей сохранности красок. Эта завершающая часть работы называлась «ганузис», или «кусмесис» (похоже на слово «косметика» и означает «украшение»).
Сейчас нам трудно представить, как в действительности выглядели древние статуи. Объясняется это тем, что оригинальных произведений, то есть выполненных самими греческими скульпторами в бронзе и в мраморе, сохранилось, увы, немного. Те же, что выставлены в музеях, в том числе и в Эрмитаже, – это копии, созданные римскими мастерами в первые века нашей эры.
С копиями произведений великих греческих скульпторов можно ознакомиться в нашей Галерее “Скульптуры и статуи“.
Все по-настоящему ценное – ценно во все времена! (с) Stone2art Group