В XVI в. Флоренция по-прежнему остается лидером.
Леонардо да Винчи делает колоссальную конную статую Франческо Сфорцы в Милане, но она, к сожалению, разрушена.
Более сильное влияние на общий ход пластики оказал
Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564). Хотя он велик и в архитектуре, и в живописи, но сам он считал скульптуру искусством наиболее родным ему. Он глубоко изучал образцовые произведения античного мира и из них создал свой собственный идеальный стиль, за который его считали учеником древних; но, с другой стороны, он первый нарушил традиции, и с ним начинается господство субъективности. В молодые годы он исполнил статую
Пьета (Pieta) в церкви св. Петра в Риме (1499 г.): это Мадонна, склонившаяся над телом своего божественного Сына, мраморная группа. К эпохе его разрыва с традициями древности относится колоссальная мраморная статуя Давида, исполненная для Палаццо Веккио во Флоренции.
С 1503 г., когда Микеланджело был приглашён в Рим папою Юлием II, начинается эпоха высшего его мастерства. Там же сделана им статуя сидячего Моисея для церкви S. Pietro in vincoli в Риме. В музей Баргелло во Флоренции сохранились многие из его произведений. В церкви св. Лаврентия (там же) находится исполненная глубины чувства мраморная статуя Мадонны с младенцем. В Лувре хранятся две превосходные статуи невольников и красивая Мадонна в церкви Богоматери в Брюгге. Гениальный произвол, какой все более и более позволял себе этот великий мастер, становился роковым для искусства, тем опаснее, чем меньше таланта было в подражателях Микеланджело.
В жестоком натурализме школ Верхней Италии водворилось в эту эпоху веяние чувства красоты и прелести. В таком направлении работали художники в Болонье и в Модене. Но прославившимся мастером школ Верхней Италии был Джакопо Татти, прозванный по имени своего великого учителя Джакопо Сансовино (1486 – 1570). В флорентинском соборе есть его статуя апостола Иакова. Из его многочисленных работ в Венеции особенно выдаются бронзовые двери в ризнице св. Марка.