Станковая русская скульптура
Конец 1830-х – 1840-е годы стали временем перелома и поиска новых путей в русской скульптуре. Монументально-декоративные и монументальные формы, играющие большую роль в искусстве классицизма, постепенно уступают место станковым. Начинает более активно развиваться демократическая линия скульптуры, ориентированная на социальные запросы времени и отражение жизни народа.Важное значение для становления жанрово-бытовой тематики в скульптуре имели работы Н.С. Пименова “Парень, играющий в бабки” и А.В. Логановского “Парень, играющий в свайку”, привлекшие к себе всеобщее внимание новизной содержания и непосредственной передачей образов.
Этот период отмечен дальнейшим утверждением народных тем и сюжетов, о чем свидетельствовала выставка в Академии художеств в 1839 году, на которой были экспонированы статуи “Мальчик-рыбачок” П.А. Ставассера и “Игра в городки” А.А. Иванова.
Ощутимую лепту в развитие станковой реалистической скульптуры внес своей деятельностью Н.А. Рамазанов, являясь организатором и руководителем скульптурного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, из стен которого вышли известные жанристы С.И. Иванов и М.А. Чижов.
Скульптура вслед за литературой, театром и живописью значительно раздвигает рамки охвата жизненных явлений повседневной действительности, круга интересующих ее людей, принадлежащих к различным слоям общества.
Большие достижения в области бытового, анималистического и портретного жанров в скульптуре второй половины XIX века были сделаны мастерами молодого поколения: С.И. Ивановым, Ф.Ф. Каменским, Чижовым, Е.А. Лансере, Л.В. Позеном, М.М. Антокольским, И.Я. Гинцбургом. Осваивая различные материалы и разнообразные творческие приемы, они стремились к более острому выявлению характеров и усилению психологической трактовки образов.
В произведении С.И. Иванова “Мальчик в бане” уже виден отход от идеализации форм и пропорций человеческого тела, свойственных скульптуре первой половины XIX века, и отчетливее проявляется национальный характер образа. Большой непосредственностью в передаче поз и движений, а главное – внутреннего состояния человека, отличаются замечательные работы Чижова “Крестьянин в беде” и “Резвушка”.
Представителем реалистического направления в отечественной пластике был Лансере, предпочитавший работать в малых формах, создав большое количество оригинальных многофигурных произведений так называемой кабинетной скульптуры. Мастер бытового жанра, он, так же как и Клодт, тяготел к анималистической тематике, органично соединяя в своих, часто сложных, композициях человека и животного.
Избегая клодтовской обобщенности и идеализации форм, Лансере стремился к максимальной достоверности, к тщательному воссозданию бытовых деталей и обстановки места действия персонажей при тончайшей, филигранной проработке фактуры (“Киргизский косяк на отдыхе”, “Запорожец после битвы”, “Табун кабардинских лошадей”).
Поиск
Категории
- Архитектура
- Без категории
- Боги вокруг нас
- Геометрические дефекты
- Изделия из камня
- Изделия из мрамора
- Интересно знать
- История Российской скульптуры
- Итальянская скульптура ХVII–ХVIII веков в России
- Конструктивные дефекты
- Мраморные изделия
- Поверхностные дефекты
- Повреждения от катаклизмов
- Скульптура
- Скульптура второй половины XVIII века
- Скульптура Египта. Древнее царство
- Скульптура Египта. Новое царство
- Скульптура Египта. Среднее царство
- Скульптура Египта. Эпоха Птолемеев
- Скульптура первой половины XVIII века
- Скультпура Италии
- Структурные дефекты