Рассматриваемой форме дефекта подвержены, в основном, массивные наружные облицовки из мрамора, известняка и доломита. Основной причиной возникновения этих повреждений является деформация строительных конструкций, вызванная осадкой сооружения. Эта причина в сочетании с ошибками проектировщиков или небрежностью строителей приводит к тому, что каменная облицовка, превращаясь в несущую конструкцию, испытывает значительные сжимающие напряжения, концентрация которых на острых кромках и углах деталей приводит к их растрескиванию и выкрашиванию (активную роль в интенсификации этих процессов играет вода в процессе её замерзания).
Характерные примеры рассматриваемого дефекта — выкалывание на кромках барабанов мраморных колонн Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и на известняковой облицовке колонн Большого театра в Москве. Другой, более массовый характер повреждений наблюдается на деталях облицовки храма Христа Спасителя в Москве, выполненных из коелгинского и кибиккордонского мраморов. Здесь смещение отдельных элементов конструкции сооружения привело к просадке массивной мраморной облицовки стен, что при отсутствии (или недостаточном количестве) разгрузочных поясов на фасадах вызвало разрушение частей отдельных деталей в местах концентрации напряжений, т. е. на кромках и углах. Учитывая недостаточно высокое качество герметизации швов и стыков на фасадах этого сооружения, можно предполагать, что в развитии этого дефекта определённую роль сыграла и разморозка.
Дополнительными причинами рассматриваемых повреждений, обуславливающих концентрацию напряжений на небольшой площади контакта, могут быть: неровное или неплоское прилегание постельных граней деталей из-за невысокого качества их обработки либо небрежности установки, попадание крупного гравия в раствор затирки, недостаточное заполнение швов раствором, применение «жирных» растворов и др.
Значительно реже дефект скалывания проявляется на деталях из прочных пород камня, как правило, он бывает вызван перегрузкой камня вследствие перемещения центра тяжести, вызываемого осадкой частей конструкции сооружения. В истории российской архитектуры такой случай имел место в базах колонн Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Этот дефект (впрочем, как и некоторые другие виды разрушения камня) лежит целиком на совести автора проекта — архитектора Огюста Монферрана, допустившего при проектировании ряд серьёзных ошибок. В частности, слабая конструкция фундамента (шестиметровые деревянные сваи, не достигшие плотного грунта) привела к постоянной просадке собора. При этом из-за разницы масс основного объёма сооружения и более лёгких портиков просадки этих элементов здания были неодинаковы, в результате корпус собора потянул за собой портики, отчего колонны, выполненные из питерлакского гранита-рапакиви, наклонились внутрь здания, став на «пяты», что вызвало скалывание гранита на базах колонн. Для предотвращения полного разрушения гранитных колонн собора уже через 15 лет после окончания его строительства начались работы по их выпрямлению. Эти работы отличались значительной трудоёмкостью: каждая колонна вначале «охватывалась» мощными лесами, воспринимавшими вес портика, после чего верхняя часть колонны вырубалась и колонна с помощью клиньев устанавливалась вертикально; затем на верхнюю часть колонны заводили расклинивающий гранитный блок, с помощью которого колонна вновь воспринимала нагрузку от портика (описанной процедуре подверглись все 48 колонн портиков, на что ушло около 15 лет).