Яшма
Яшма. Собирательным термином яшма принято называть кремнистые породы, твердые и прочные, устойчивые к любым видам выветривания и состоящие почти целиком из кварца и халцедона.
Главные отличительные особенности этого камня — его высокая твердость и разнообразие окраски. Твердость обусловлена очень плотным, сливным строением яшмы, где отдельные микроскопические зерна кварца намертво соединены прочным кремнистым цементом.
Они настолько малы, что рассмотреть их удается только при самых больших увеличениях оптического микроскопа. Такая тонкозернистая структура яшмы обеспечила ей однородность строения, относительно высокую вязкость и большую сопротивляемость истиранию. Но не только эти выдающиеся физико-механические свойства камня вызвали к нему особую любовь и безграничную симпатию у мастеров-камнерезов как к прекрасному декоративно-поделочному материалу.
Главное достоинство яшмы — ее окраска: богатая по цветовой гамме, красивая и бесконечно разнообразная по рисунку, то математически строгому и четкому, то фантастически-хаотичному и невообразимо беспорядочному. Кажется, что все цвета солнечного спектра (разве что кроме густо-синих тонов), как в чистом виде, так и во всех возможных сочетаниях, смешениях и переходах одного в другой, впитали в себя эти камни.
Среди пестроокрашенных яшм, пожалуй, наиболее интересны так называемые пейзажные, в которых сочетания красок природной расцветки создают картины, словно специально написанные умелой рукой искусного мастера. В старые времена пейзажные яшмы так и назывались — «картинные камни». Каждая «картина», как правило, имеет свое название. Она отражает то, что сумел увидеть мастер после распиловки камня. Часто бывает, что зрители с названием не совсем согласны. Ведь эстетическое восприятие такой природной картины строго индивидуально и зависит от воображения и фантазии зрителя.
Если мелкорисунчатые яшмы давно использовались для мелких поделок — «красивых и весьма употребительных в хозяйстве вещей», то яшма с крупным рисунком или одноцветная шла для создания монументальных произведений прикладного искусства. К таким, в первую очередь, можно отнести прекрасные вазы и чаши, в разные годы, сделанные на Екатеринбургской и Колыванской гранильных фабриках. Сейчас большинство изделий находится в Эрмитаже.
Для камнереза освоение яшмы как поделочного материала стоит начать с изготовления картин из пейзажной яшмы. Это потребует минимальных затрат труда, так как обнаружить в камне пейзаж позволит первая же его распиловка. Кроме того, поиски картин развивают воображение и приучают чувствовать материал, правильно его ориентировать при резке. После приобретения некоторых навыков в обработке твердых камней можно сделать из яшмы такие разнообразные предметы, перечислить которые просто невозможно. Все зависит только от творческой фантазии и трудолюбия умельца.
Поиск
Категории
- Архитектура
- Без категории
- Боги вокруг нас
- Геометрические дефекты
- Изделия из камня
- Изделия из мрамора
- Интересно знать
- История Российской скульптуры
- Итальянская скульптура ХVII–ХVIII веков в России
- Конструктивные дефекты
- Мраморные изделия
- Поверхностные дефекты
- Повреждения от катаклизмов
- Скульптура
- Скульптура второй половины XVIII века
- Скульптура Египта. Древнее царство
- Скульптура Египта. Новое царство
- Скульптура Египта. Среднее царство
- Скульптура Египта. Эпоха Птолемеев
- Скульптура первой половины XVIII века
- Скультпура Италии
- Структурные дефекты